АЛМАТЫ, 21 апр — Sputnik. Алматинские энергетики, обеспечивающие бесперебойное освещение улиц и крупных магистралей Алматы, предупреждают: из-за недостатка необходимого оборудования, а именно шкафов управления наружным освещением, которые являются источниками питания, в городе могут начаться перебои.
В Алматы LED-светильники объединены в единую Smart систему управления
© Photo : пресс-стлужба ABM Group
Алматы – город света
Всего за пять последних лет количество светоточек, а по-простому - фонарей уличного освещения, в Алматы увеличилось более чем в два раза. По словам заместителя гендиректора ТОО ABM Group Руслана Нурмуханбетова, в 2019 году, когда компания начала обслуживать город в рамках договора о государственно-частном партнерстве, светоточек в мегаполисе было не более 80 тысяч. На сегодняшний день их число около 185 тысяч и стремительно стремится к двумстам.
Заместитель генерального директора ТОО ABM Group Руслан Нурмуханбетов
© Sputnik/Александр Мироглов
"Мы с 2019 года сейчас делаем модернизацию. Только с начала 2019 года нами было уже установлено свыше 20 тысяч светоточек. Модернизировались главные магистральные улицы города. Были улицы, которые не вошли ни в модернизацию, ни в какие-то другие проекты. Это междворовые, не первой категории, а второй, третьей, "В", "С". Эти улицы были охвачены, когда у нас была первая программа "Город без окраин". 2 024 улицы в городе было в порядке текущего ремонта охвачено, около 50 тысяч светоточек установлено. Это был 2020-2021 год. Потом в конце 2022 года еще был один проект в порядке текущего ремонта – это 511 улиц. На этих 511 улиц мы уже включили и ввели в работу около 7200 светоточек дополнительно. Это, в основном, шли окраины города, в основном – частный сектор в Наурызбайском, Алатауском, Турксибском районах, Медеуский район – предгорья", - рассказывает Руслан Нурмуханбетов.
О том, что организация полноценного ночного освещения на городских улицах напрямую отражается на безопасности горожан, говорит и статистика, а она, как известно, наука точная. Последние исследования на эту тему в Алматы были проведены в 2021 году. Согласно им, в 2017 году количество ДТП на 100 000 жителей в Алматы составляло 287 случаев, а в 2021-м уже 161. То есть снижение произошло почти вдвое.
Электрики восстанавливают уличное освещение на одной из улиц на окраине Алматы
© пресс-служба ТОО ABM Group
То же самое можно сказать и о преступности: хорошее освещение отпугивает воришек и прочих правонарушителей. А если и нет, то позволяет полицейским с помощью видеокамер наблюдения с легкостью устанавливать их личности и задерживать.
"Все это, конечно, влияет на криминогенную ситуацию и на число дорожно-транспортных происшествий. Ведь именно в неосвещенных зонах, на перекрестках, пешеходных переходах часто люди попадают под колеса. Поэтому здесь освещение тоже делаем. Это – действительно безопасность горожан. Иногда бывает, что перекрестки не охватываются и не входят в проекты. Они просто, бывает, и ни там и ни здесь. "Зависают". Эти дополнительные работы делаются в порядке эксплуатации. Жалобы поступают к нам через приемную Open Almaty, социальные сети или через диспетчерский центр "Алматы Қала Жарық". Максимально они все обрабатываются по степени приоритетности", - объясняет Руслан Нурмуханбетов.
Приходится пересчитывать
По словам руководителей ТОО ABM Group, на сегодняшний день они обладают необходимыми ресурсами в плане эксплуатации и обслуживания всех городских светоточек.
В случае поломки или отключения уличного освещения в том или ином районе города реакции на сообщения долго ждать не приходится – ремонтные бригады выезжают тут же, так как специалисты работают в режиме 24/7 – 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Тем более, что за качеством и оперативностью проведения работ всегда приглядывают партнеры.
"Это все фиксируется через диспетчерский центр "Алматы Қала Жарық". Они видят, сколько бригад на линии работает. Кроме ремонтных бригад есть оперативно-выездные бригады, которым поступают сообщения, что где-то автомат отключился или моргает свет, или не включился. Вот эти все вызовы персонал обслуживает. Материальной базы у нас хватает, достаточно и человеческого ресурса. Оснащение - техника со всеми приборами - это все есть", - говорит Руслан Нурмуханбетов.
Тем не менее, определенные проблемы все же существуют. Одна из них – компенсация операционных затрат на ежедневное обслуживание системы наружного освещения. В связи с ростом количества светоточек в городе за последние годы более чем в два раза они, соответственно, тоже выросли.
"Мы получаем оплату за 80 тысяч светоточек, а по факту обслуживаем 185 тысяч светоточек. Задолженность, образовавшаяся перед нами в рамках ГЧП по этому направлению за 2019-2022 годы, сейчас составляет более 2 миллиардов тенге. Вопрос компенсации затрат мы тоже поднимаем перед своими партнерами "Алматы Қала Жарық" и управление энергетики города. Нас слышат, но на сегодняшний день по этому вопросу окончательного решения нет. При этом в ближайшее время количество светоточек в городе продолжит расти. Может быть, в ближайшие пять лет оно дойдет до 300 тысяч, а может быть, даже больше. Потому что город растет", - объясняет Руслан Нурмухамбетов.
И это, как говорят энергетики, не единственная проблема.
По их словам, за время проведения работ по модернизации и реконструкции системы городского освещения, а это без малого пять лет с момента заключения договора о ГЧП, их стоимость увеличилась за счет целого ряда факторов, от компании независящих: рост курса валют, цен на строительные материалы, индексации зарплаты сотрудников из-за высокой инфляции.
Соответственно, инвестиции компании, которые она обязалась вложить по договору о ГЧП, теперь может просто не хватить для завершения работ по всем взятым на себя обязательствам. Единственный выход, который видят в ТОО ABM Group - увеличение компенсации инвестиционных затрат путем подписания дополнительного соглашения с городскими властями.
Почему может "погаснуть" проспект Аль-Фараби
Планы по обеспечению уличного освещения в Алматы на 2023 год более чем масштабные. Так, ожидается проведение модернизации 543 улиц второй и третьей очереди на сумму около 19 миллиардов тенге.
Запланирована также реконструкция линий по проспекту Аль-Фараби. Однако для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу освещения на одном из главных проспектов города и ряде других крупных автомагистралей, необходимо менять схему питания и электроснабжения.
"Проспект Аль-Фараби и Восточная объездная автомобильная дорога в 2018 году проходили реконструкцию в плане замены светильников. Мы их поменяли на светодиодные. Но там, где раньше был один рожок, стало два. И, получилось так на сегодняшний день, что не хватает источников питания, я имею ввиду шкафов управления наружного освещения. Сейчас городу необходимо приобретать шкафы и доустанавливать. Чтобы было нормальное, качественное и бесперебойное электроснабжение. И делать эту работу нужно в срочном порядке. Об этом мы уже говорим и городу, и нашим партнерам. В противном случае могут происходить постоянные отключения", - говорит Руслан Нурмухамбетов.
Для бесперебойной работы уличного освещения города необходимо увеличить число шкафов управления наружного освещения
© Sputnik/Александр Мироглов
Кстати, проблема нехватки шкафов управления наружного освещения города обсуждалась на днях и на встрече акима Алматы Ерболата Досаева с жителями Ауэзовского района Алматы, которые пожаловались на отсутствие освещения на некоторых улицах.
"Пока по освещению в городе нестабильно. Например, фонарь стоит новый, а шкаф управления наружного освещения – старый. Нам нужно заменить шкафы управления наружного освещения. В этом году собираемся это сделать, появятся около 800 новых", - заявил он.
Энергетики согласны с тем, что такие действия городских властей смогут значительно улучшить ситуацию. Но, вероятно, только на короткое время. С учетом роста числа светоточек в городе в ближайшее время шкафов управления потребуется больше.
"У нас сейчас в городе установлено 1200 с чем-то… 1 300, давайте будем говорить, шкафов. Ну, давайте считать. Если грубо взять, скажем, 200 тысяч светоточек. На один шкаф идет 100-120 светоточек для нормальной работы. То есть, получается, если поделить, то около двух тысяч шкафов необходимо. Плюс еще сейчас проекты новые выходят. Мы в этом году только за какие-то пять месяцев поставили 7 200 светоточек своих. Кроме наших есть еще у управления строительства, у управления автомобильных дорог – у каждого проекты есть. Есть районные акиматы, которые занимаются благоустройством и у них тоже освещение включается в это все количество. Ну, наверное, 2000-2500 шкафов только на сегодняшний день необходимо", - рассуждает Руслан Нурмухамбетов.
Где в Алматы станет светлее в 2023 году
В настоящее время специалисты ТОО ABM Group проводят завершающие, пусконаладочные работы как на крупных магистралях, так и на небольших улочках сразу в нескольких районах города.
Современное освещение заработает по улице Розыбакиева от Аль-Фараби до Раимбека, по Байтурсынова от Тимирязева до Макатаева. Полностью завершены работы по дороге в Международный аэропорт Алматы по улице Бухтарминская от Кульджинского тракта до Майлина, а также по улице Бекмаханова от Капчагайского моста до кольца ВАЗа.
Освещение появилось там, где прежде его не было вовсе - по улице Букейханова от проспекта Раимбека до самого Центрального универсального рынка (барахолка) и по улице Ашимова от проспекта Раимбека до верхней Каскеленской трассы.
"У нас в Бостандыкском районе есть улицы законченные: Ратушного, Айманова, Ганди. Вот, сейчас осталось только 24 улицы. Месяца два, и они будут введены в работу. И у нас сейчас в плане стоит реконструкция проспекта Аль-Фараби. Сейчас с партнерами разговариваем, потому что там требуются дополнительные расходы, дополнительное финансирование помимо того, что указано в договоре. Сейчас сотрудники наши готовят предварительные расчеты, то есть проектно-сметную документацию, что можно сделать с Аль-Фараби и Восточной объездной", - говорит Руслан Нурмухамбетов.
Он также отметил, что, на сегодняшний день все современные, установленные на улицах Алматы LED-светильники уже объединены в единую Smart-систему управления. То есть цифровизация, как она есть, пришла и в городскую энергетику.
Это, по словам Нурмухамбетова, значительно упрощает систему контроля за состоянием уличного освещения, позволяя диспетчеру, не выходя из кабинета, контролировать работу не то, что улицы или линии, а каждого светильника в отдельности.
"Это и управление – время включения, отключения, и состояние, и потребление, все автоматически в диспетчерскую поступает и диспетчер уже конкретно, на линию, когда выезжает бригада ремонтная, они уже конкретно точку знают. Например, что на 5-й опоре у светильника потребление со вчерашнего дня увеличилось или уменьшилось. Значит, у него неправильная работа уже идет. Бригада едет и уже точно знает куда и причину. Smart-система она этим и удобна", - заключил Руслан Нурмухамбетов.