"Помню, как маму пытали" – узница концлагеря рассказала об ужасах фашизма

В Алматы почтили память узников концентрационных лагерей Великой Отечественной войны, а пережившие этот ужас поделились своими жуткими воспоминаниями
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
АЛМАТЫ, 11 апр — Sputnik. Ныне алматинка Зинаида Дмитриевна Кузьмина с шестилетнего возраста в деталях помнит, как фашисты с самого начала Великой Отечественной войны буквально уничтожали население ее родного города Острова Ленинградской области.
В Международный день памяти узников концлагерей в алматинском парке 28 героев-панфиловцев торжественно возложили цветы к Вечному огню
В Международный день освобождения узников фашистских концлагерей в Алматы прошли памятные мероприятия в память о тех, кто, будучи угнанным в рабство, так и не вернулся на Родину.
Мероприятие провели в знаковом месте – у Вечного огня мемориала Славы в Парке 28 гвардейцев-панфиловцев.
Сегодня на возложение цветов к мемориалу смогли приехать только две бывшие узницы из 22 живущих в южной столице Казахстана – остальным не позволило здоровье.
Сколько ветеранов ВОВ проживает в Казахстане
Зинаида Дмитриевна Кузьмина, которой сегодня уже 85 лет, провела в одном из концлагерей фашистской Германии без малого два года.
"Все засело, все осталось в памяти. Как фашисты появились у нас. Через две недели после объявления начала войны. 5 июля уже были в нашем родном городе Острове Ленинградской области. Они сразу установили порядки свои. Списки составили, ходили по домам с проверкой. У нас, в нашей семье, не оказалось одного моего братика. Было ему около 16 лет. Он, оказывается, ушел в партизаны. Но мы об этом не знали. Просто предполагала мама, что ушел в партизаны", - вспоминает женщина страшные дни начала войны.
По ее словам, для тех, кто поддерживал партизанское подполье, в случае ареста была только одна дорога.
В Алматы проживают 22 бывших узника фашистских концлагерей, однако на встречу смогли прийти только двое
"Они виселицу установили. Ловили подпольщиков, партизан. Потом, когда их казнили, нас всех сгоняли прямо на площадь. Вот так вот церковь стоит, а здесь – виселица. И вешают людей. Всех, кто плачет, кто сильно кричит, сразу, на месте, убивали на наших детских глазах. И до сих пор вот это забыть невозможно", - говорит Зинаида Дмитриевна.
Еще больше ужасов совсем маленькая девочка перенесла в тюрьме, куда попала со всей своей семьей за то, что один из ее братьев примкнул к партизанам.
"Мы были детьми и попали в ад" - история узника концлагеря Бухенвальд
"Нас, как партизанскую семью, забрали и посадили в тюрьму. Вот это я тоже хорошо помню. Как маму пытали у нас на глазах. И потом ее кидают в эту камеру, где мы находились. А она вся – окровавленная. Мы плачем. Потом нас опять выводят на площадь, и опять то же самое… Казнят ребят наших… А потом нас посадили в машину и привезли на вокзал", - вспоминает, с трудом сдерживая слезы, Зинаида Кузьмина.
По ее словам, дорога в Германию, в концлагерь, где она провела следующие два года своей жизни, тоже была не простой.
"В вагоне… вот эти вагоны – товарные, теплушки… Туда всех. Там уже много было людей. Ну, человек, может быть, сто. Много-много. И мы там тоже сели на пол и сидели. И так до конца ехали до Германии. Очень долго-долго ехали. Доехали, нас тут же поселили в концлагерь. Там мы жили до конца войны. Когда война началась, мне около шести лет было. А потом, как в концлагерь забрали – 8 лет. Там мы два года прожили. И там у нас постоянно брали кровь", - рассказывает Зинаида Дмитриевна.
"Сон разума": помнить о Холокосте, чтобы не повторить геноцида - видео с выставки
Время, когда советские войска отбили территорию концлагеря, Зинаида Дмитриевна Кузьмина вспоминает с особой теплотой. По ее словам, дорога домой тоже оказалась непростой и небыстрой. В родной город Остров она вернулась только в августе 1945 года.
"Потом вдруг война окончилась. Наши военные нам дали лошадей и тележку. Это хорошо помню. Нас пять семей было, и мы ехали до Одера долго-долго. А когда доехали, лошадей забрали и нас распределяли по областям – кого и куда. И потом нас опять в такие же вагоны, и мы ехали опять долго-долго, потому что рельсы были поломаны. В сорок пятом году, в августе, мы только попали в город. А в сентябре уже, почти в 10 лет, я пошла в школу", - рассказывает женщина.
Шокирующие истории казахстанцев об ужасах концлагерей
По словам Зинаиды Кузьминой, накануне сегодняшнего мероприятия она очень сильно переживала и не спала: здоровье в ее возрасте вносит свои коррективы в планы. Но именно в этот день она не могла не оказаться у мемориала Славы.
"Это все помнится от и до. И этого невозможно забыть. Как же я не поеду? Нельзя. Надо ехать", - говорит Зинаида Дмитриевна.
Невероятная встреча в концлагере: в одном из военнопленных врач узнал своего отца