АСТАНА, 3 апр — Sputnik. Рост цен на бензин и дизтопливо в Казахстане не окажет значительного влияния на инфляцию, считает исполняющий обязанности министра энергетики Болат Акчулаков.
"Я считаю, что влияние ГСМ на ценообразование товаров достаточно сильно преувеличено. Мы же не в два раза цены поднимаем. Если вы посмотрите статистику, то заметите, что в 2021 и 2022 годах цены на топливо не менялись. Но цены на товары "жили своей жизнью". Конечно, какой-то рост цен на другие товары случится вслед за повышением цен на ГСМ, но это будет незначительный рост в пределах плановой инфляции", – сказал Акчулаков на брифинге в понедельник.
Болат Акчулаков
© Sputnik / Владислав Воднев
Как сообщалось, Минэнерго приняло решение о повышении с 12 апреля предельных розничных цен на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 до 205 тенге за литр (рост 11%); на дизель - до 295 тенге за литр (сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230 до 260 тенге).
Отвечая на вопрос журналистов, как долго продлится такой уровень цен, и.о. министра ответил, что дальнейшего повышения пока не планируется.
"Сейчас по новому приказу, вы знаете, есть ограничения. Там один раз в месяц можно менять (цены - ред.), но на самом деле мы не собираемся этого делать. Мы посмотрим, как отреагирует рынок. Если все-таки нам удастся привести в соответствие и достичь своей цели по накоплению остатков, я думаю, можно будет не трогать эти цены вообще. Если будет избыток ГСМ, но я не думаю, что там большой избыток будет, потому что потребление все равно будет расти. Нам, главное, продержаться до момента завершения строительства нового завода", - сказал Акчулаков.
Также он прокомментировал информацию о том, что многие АЗС предпочитают продавать дизель иностранным гражданам, так как выручка больше.
"Да, действительно, мы проводим проверки, но таких драконовских мер за это нет. Наверное, об этом надо задуматься, продумать, как это сделать. Но это, опять-таки, выходит за рамки компетенции Минэнерго. Мы более отраслевое министерство. Но над этим сейчас думаем. Вопрос в другом, некоторым поставляется топливо на заправочные станции, но,, не доходя до АЗС, продается уже другим потребителям. Потому что предельные цены регулируются только на пистолете. Есть соблазн перепродать", - резюмировал Акчулаков.
Он сообщил, что в прошлом году, несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива – 5,2 млн тонн, в Казахстане возник его дефицит в объеме порядка 350 тыс. тонн, который пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива.
Основными факторами постоянно растущих объемов потребления являются: транзитный автотранспорт, а также "серый" экспорт в соседние страны.
Так, по самым скромным подсчетам, в прошлом году на долю транзитного транспорта пришлось около 150 тыс. тонн дизтоплива. Еще порядка 200 тыс. тонн горючего было вывезено "серым" экспортом. Причина тому – значительная разница в цене, сказал Акчулаков.
"В такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно "утекать" в другие страны в еще больших объёмах. Уже в этом году мы можем столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тыс. тонн", - сказал и.о. министра.
По его словам, если раньше дефицит частично перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас казахстанские НПЗ работают на пределе своих возможностей. В ближайшие 6 лет существенно увеличить производство ДТ физически невозможно - до расширения Шымкентского НПЗ.