Блеск и крах древнего Отрара: история города, уничтоженного монголами

Корреспонденты Sputnik Казахстан побывали на месте древнего города и с головой окунулись в атмосферу средневековья
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
АЛМАТЫ, 22 фев — Sputnik. Отырар (Отрар) – один из самых известных средневековых городов, который был торговым узлом на Великом шелковом пути.
Родина ученого энциклопедиста Абу Насра Аль-Фараби по праву считается крупнейшим городищем на территории Туркестанской области.

Как все начиналось

До VIII века в сведениях о городе встречались названия Турар, Турарбент, Тураркент. В VІІІ-Х веках это место называлось Фараб, с Х века – Отырар.
Фараб в переводе с арабского означает "место, где много воды, много водных источников". Неудивительно, ведь в этом регионе протекают реки Арысь, Сырдарья и несколько рек, которые впадают в Сырдарью.
Отырар – один из самых известных средневековых городов, который был торговым узлом на Великом шелковом пути
В городище развивалось земледелие, животноводство, скотоводство. Здесь изготавливали керамику и стекло, обрабатывали металлы.
Согласно исследованиям ученых, в Отыраре наряду с серебряными и медными монетами чеканились золотые. Первые местные монеты на территории Казахстана были выпущены в Отыраре тюркскими правителями.
Средневековые арабские и персидские ученые-географы писали о городе как о политическом, экономическим и культурном центре, игравшем важную роль в истории Центральной Азии.
Указатели на территории городища Отрар
Отырар был важным звеном Великого шелкового пути, который связывал Китай и Европу, Китай и Африку, Китай и Аравийский полуостров. Торговые караваны проходили прямо через город, поэтому здесь продавались товары из Китая, Европы и местные товары, сделанные мастерами Отырара.
"Еще одним преимуществом Великого шелкового пути была информация. Если сейчас мы обмениваемся информацией через интернет, то в те времена информация распространялась по Великому шелковому пути. От купцов люди узнавали, что в Китае появилась бумага, что-то новое создано в Европе, а на Аравийском полуострове появился ислам. Зная последние новости, отырарцы шли в ногу со временем", – говорит заведующий отделом по связям с общественностью Отырарского государственного археологического музея-заповедника Нурсултан Бекешов.
Заведующий отделом по связям с общественностью Отрарскго государственного археологического музея-заповедника Нурсултан Бекешов
Здесь наряду с торговлей развивались наука и культура. Согласно исследованиям, из Отырара вышли более 33 ученых. Самый известный из них - энциклопедист Абу Наср Аль-Фараби.

Раскопки идут по сей день

Несмотря на то, что в настоящее время Отырар является одним из самых исследованных средневековых городов Казахстана и Центральной Азии, раскопки продолжаются по сей день. Отырар состоит из 18 историко-культурных слоев.
Отрарский государственный археологический музей-заповедник
Культурный слой – это слой земли, сохраняющий материальные следы деятельности человека, остатки древних сооружений, строительный и хозяйственный мусор, золу. Каждый слой считается как один век. Археологи с помощью слоев определяют возраст города или исторического памятника.
Первые исследования Отырара относятся к концу XIX века. В 1884 году член-корреспондент Императорской академии наук археолог Николай Веселовский проехал от Казалы до Ташкента и во время поездки побывал в ряде городищ на юге Казахстана. Однако его исследования оставались неизвестными до публикации их в начале ХХІ века.
Первый официальный топографический план Отырара был снят в 1903 году, первые официальные раскопки были проведены через год – в 1904 году. Это были члены "Туркестанского кружка любителей археологии" Кларе и Черкасов.
Широкомасштабные раскопки на территории Отырара были начаты в 1969 году при участии ученых Кемаля Акишева, Карла Байпакова, Льва Ерзаковича и других. В первые годы в Отыраре было вскрыто около семи гектаров верхнего горизонта XVI-XVIII веков.
"Когда мы говорим об Отыраре, мы не должны говорить только о самом городище. Близ Отырара существовали свыше 150 городов и городков, таких как Китер, Ресич, Бухур. Сейчас от этих городов остались лишь десятки бугров, скрывающие в себе архив материальной культуры прошлого", – рассказывает экскурсовод Отрарского государственного археологического музея-заповедника Нурсеит Амзе.
Экскурсовод Отрарского государственного археологического музея-заповедника Нурсеит Амзе
Раскопки велись на Шыракшыобе, Алтынтобе, Куйрыктытобе, Алтынтобе, Актобе. На данный момент считается, что близ Отрара обнаружены 202 археологических памятника. С момента обретения независимости археологами были найдены бани, юго-западные ворота, галерея Отырара.
В 2001 году между Казахстаном и ЮНЕСКО было подписано соглашение "О сохранении и реставрации древнего городища Отырар". В 2000-2004 годах в рамках программы ЮНЕСКО (Японский трастовый фонд сохранения культурного наследия) проводились работы по реставрации и консервации древнего городища Отырар.
Тогда международные эксперты из Японии, Бельгии, Италии и других стран совместно с казахстанскими учеными работали над консервацией мечети и дворца, части крепостной стены в шахристане, бани, гончарных мастерских в рабаде Отырара.
Воссозданный стол гончара. Копия
В декабре прошлого года ученые-археологи и реставраторы завершили работу в рамках проекта по частичному восстановлению древнего городища Отырар. Ученые выявили Ханаку (суфийская обитель), построенную правителем Ак Орды Ерзенханом. Они провели частичную реставрацию таких объектов, как монументальная мечеть из жженого кирпича, дворец Бердибека, полностью реконструировали ворота Жаракты, Северные ворота и ворота Сопыхана.
Ханака Ерзен хана
В результате многолетних исследований Отырара и близлежащих городищ, при раскопках найдена большая коллекция монет, керамики, изделий из металла, камня, кости, стекла, остатки пшениц и другие находки, которые дают представление о ремеслах, торговле и духовной культуре городища.
При раскопках в городище Отрар найдена большая коллекция монет, керамики, изделий из металла, камня, костей, стекла
Все находки и историко-этнографическое наследие ныне находится в Отырарском государственном археологическом заповеднике музее, расположенном в селе Шаульдер.

Каким он был

По словам экскурсовода Отырарскго музея-заповедника Нурсеита Амзе, как и все средневековые города Отырар состоял из трех частей – цитадель, шахристан и рабад, где жили простые люди. Шахристан считается центром городища, а цитаделью называют внутреннюю городскую крепость.
Баня, расположенная за стенами шахристана, была найдена в 1978 году и была отреставрирована в 2001 году
На сегодня ученым известно о трех воротах Отырара – юго-западных, северных и северо-восточных воротах, то есть Жаракты, Северные ворота и ворота Сопыхана. Все они были возведены в разное время.
Юго-западные ворота Жаракты, которые разрушили воины Чингисхана в ХІII веке. В начале ХIV века они были заново отстроены
"Согласно книге Карла Байпакова, в средневековом Отыраре главных ворот было три. Самые основные и большие ворота – Сопыхан. Есть версии о том, что существовали вороты с перекидным мостом. Это говорит о высокой культуре того времени", – добавляет Нурсеит Амзе.
Юго-западные ворота "Жаракты" ученые выявили в 2006 году. Название ворот известно нам из "Диуани хикмета" Ходжи Ахмета Ясави. Считается, что они были построены до монгольского нашествия. Остатки ранних ворот датируется ХІ-ХVIІ веками.
Остатки ранних ворот – фундамент –датируется ХІ-ХVIІ веками
Оборонительная система "Жаракты" состоит из внешних ворот, караульных помещений и внутренних ворот. Эти ворота разрушили войны Чингисхана в ХІII веке. В начале ХIV века они были заново отстроены.
Окончательно ворота разрушились в ХVII веке. Видимо, это связано с нашествием джунгар. За городом ученые обнаружили вырытые траншеи шириной 10-15 метров и глубиной 2-3 метра, использованных для защиты от врагов.
Оборонительная система Жаракты состоит из внешних ворот, караульных помещений и внутренних ворот
При входе в город через ворота Жаракты с левой стороны магистральной улицы обнаружены развалины комплекса, состоящего из жилого дома и гончарной мастерской. Жилая часть состоит из трех помещений: коридор с закромами, через него попадали в дом и на кухню. К жилой части примыкают производственные помещения.
Жилая часть состоит из трех помещений коридор с закромом, жилое помещение и кухня
Под навесом перед домом расположены гончарные печи и площадки, где изготавливались и сушились керамические изделия. Печи двухкамерные, с огневой и обжиговой камерами. Выявлено, что печи использовались очень долгое время. Мастерская с жилым домом функционировали в ХV-ХVI веках.
Под навесом перед домом расположены гончарные печи
В юго-восточной части центрального холма расположена мечеть Отырара. Размер мечети, построенной под влиянием известного полководца эмира Тимура, составляет 60/22 метра. Западный пилон сохранился на высоте 1,7 м, восточный полностью разрушен.
Мечеть в городище. Западный пилон сохранился на высоте 1,7 м, Восточный полностью разрушен
Об архитектурном убранстве мечети говорит керамическая плитка, найденная в домах. Среди них майолика на квадратных и прямоугольных плитах с цветными глазурованными изразцами, синими и голубыми покрытиями, орнаментальными и зооморфными сюжетами.
Из средневековых источников известно, что строительство мечети не было завершено. После смерти Тимура строительство было остановлено, а жители разобрали кирпичи мечети и устроили жилища на территории мечети.
В Отыраре имелось два водохранилища. Тоннель тянулся от водохранилища к центру города. На уровне пола выявлены два ряда гончарных труб – остатки городской системы водоснабжения. На территории города археологи обнаружили четыре колодца.
На территории городища археологи обнаружили четыре колодца
В ІХ-ХV веках в городской застройке появились бани. На территории Отырара во время раскопок обнаружены общественные бани: две ранние и одно монголо-тимуридского времени. Если одна из них располагалась в северо-западной части города вблизи крепостной стены шахристана, то вторая располагалась на месте бани ХІІІ- ХV веков.
В ІХ-ХV веках в городской застройке Отрара появились бани
В 2021 году обнаружили ханаку Ерзенхана. Первоначально она было построена как баня, со временем ее переоборудовали в обитель.
Так выглядит банное помещение, обнаруженное на территории раскопок
Баня состояла из раздевалки, помещения для отдыха, массажной, паровой, центрального зала, помещения для мытья. В ряде помещений для выкладки полов использовались глазурованные кирпичи и плитки.
Ханака Ерзен хана. Обнаружен в 2021 году. Первоначально был построен как баня. Со временем переоборудован в ханаку
Водоснабжение бани осуществлялось при помощи водопровода, выведенного из водохранилища. Ряды труб были уложены в подземной галерее. Дым выводился через вертикальные дымоходы, которые служили одновременно регуляторами температуры.
Дым выводился через вертикальные дымоходы, которые служили одновременно регуляторами температуры
В городе имелся дворец Бердибека (соратник Тимура) - самая изученная из трех цитаделей Отырара. В этом дворце были найдены шахматные фигуры из слоновой кости и золотые шкатулки. Также здесь была найдена фарфоровая посуда золотого цвета, которой пользовалась китайская императорская семья. Все это доказывает, что это был дворец правителя.
Дворец Бердибека является самым изученным из трех цитаделей города Отрар
По письменным сведениям, дворец Бердибека состоял из многочисленных комнат и аудиенц-зала для официальных приемов. В этом дворце останавливался полководец Тимур. В начале ХV века здесь произошли важные события.
"Одна из легенд гласит, что в 1405 году эмир Тимур отправился в поход на Китай и по пути остановился в Отыраре. Посланные вперед разведчики рассказывают ему о выпавшем снеге и невозможности двигаться дальше. Чтобы поднять боевой дух воинов, Тимур бреет волосы. Говорят, что в тот день было очень холодно, Тимур заболевает и впоследствии умирает", – рассказывает легенду Нурсултан Бекешов.
Дворец Бердибека состоял из многочисленных комнат и аудиенц-зала для официальных приемов

Руины Отрара

Кочевые народы и местные жители проживали в Отырарском районе с V-VI веков. Люди селились там, где есть вода. Поэтому вдоль Сырдарьи начали появляться города. В письменных источниках говорится, что Отырар существовал до XVIII века.
В междоусобных войнах, начавшихся после смерти Тимура в первой половине ХV века, цитадель и дворец полностью подверглись разрушениям и перестала функционировать. Археологи при раскопках нашли свидетельства разрушений и пожара.
"Кроме нашествия Чингис-хана на городище Отырар были совершены сотни нападений. Большинство городов вдоль Сырдарьи являлись объектами стратегического значения. В произведениях поэтов и писателей говорится о падении Отырара после нашествия воинов Чингисхана в ХІII веке. Однако археологи утверждают другое. Процесс застоя Отырара начался в XV веке. Последние жители покинули город в 1750-х годах", – объясняет Нурсултан Бекешов.
Заведующий отделом по связям с общественностью Отрарскго государственного археологического музея-заповедника Нурсултан Бекешов
Причины упадка города разные. Новые географические открытия, приостановка Шелкового пути, период откочевок народа из-за набегов джунгаров, известный как "Актабан шубырынды", стагнация экономики. К XV веку Великий шелковый путь пришел в упадок, вместе с ним остановилось развитие городища Отырар.
Основной причиной стагнации городской культуры является изменение климата и засуха. Без воды нет жизни. Те, кто раньше занимались сельским хозяйством, искали другие альтернативы и стали массово переезжать в другие регионы.
Последние жители оставили город и переселились в Туркестан, Шымкент, Чилик. С этого времени оставленный город превратился в руины, известный местным жителям как Отрартобе.