АЛМАТЫ, 18 фев — Sputnik. Мавзолей Арыстан-Баба – одна из главных святынь Туркестанской области и место паломничества людей со всей Центральной Азии. Арыстан-Баб считается учителем поэта-суфи Ходжи Ахмета Яссауи, поэтому путь к Туркестану следует начинать с Отырара. Исследователям достоверно известно как минимум три периода строительства этого мавзолея. Корреспондент Sputnik Казахстан рассказывает о невероятной истории мавзолея.
Что известно об Арыстан-Баб
В легендах Арыстан-Баб описывается как сподвижник пророка Мухаммеда, передавший его аманат Ходже Ахмету Яссауи. Имя Арыстан-Баба было широко известно в окрестностях Отырара, Сайрама, Ясы как духовного учителя суфиев. Арыстан-Баб был религиозным деятелем, ученым, внесшим свой вклад не только в Отырарский край, но и в исламизацию тюркского мира. По одним легендам, он жил 500 лет, по другим, даже 900 лет.
Мавзолей Арыстан-Баб не имеет аналогов в Центральной Азии и в Казахстане
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Слово "баб" в его имени означает – ворота, ведущий, проводник, учитель.
Согласно преданиям, жизнь Яссауи и его влияние на тюркский мир была предопределена за сотни лет до его рождения. Существуют множества версий духовного становления Ходжи Ахмета Яссауи. Согласно легенде, пророк Мухаммед обратился к своим сподвижникам с просьбой "передать аманат – финики из Рая – владельцу, который родится через сотни лет и продолжит его учение". Тогда Арыстан-Баб вызвался выполнить это поручение. Считается, что Арыстан-Баб хранил вверенный ему финик во рту. Спустя 400 лет в степи к нему подбежал 7-летний мальчик, который попросил свой аманат. Этим мальчиком был Ходжа Ахмет Яссауи.
Главный вход в мавзолей Арыстан-Баб
© Sputnik/Ертай Сарбасов Sarbasov Ertay
Имя Арыстан-Баба часто упоминается в труде Ходжи Ахмета Яссауи "Дивани Хикмет". В своих стихах поэт указывает, что Арыстан-Баб был его учителем и духовным наставником. В хикметах Яссауи часто повторяются слова: "Арыстан-Баб сказал", "Слушайте слова Арыстан-Баба" – которые состоит из назиданий, заветов Арыстан-Баба.
"С Арыстан-Баба путь начни, придя к Хазрету попроси…", или "Ночуй у Арыстан-Баба, проси у Ходжи Ахмета", – эти слова напоминают паломникам о том, что паломничество следует начинать с посещения мавзолея Арыстан-Баба, затем направиться к мавзолею Ходжа Ахмета Яссауи.
Однако реальных данных о жизни Арыстан-Баба не сохранилось. Сведения об Арыстан-Баб и его мавзолее встречаются в работах М.Сембина, К. Зелемана, В. Диваева, В. Бартольда и других ученых.
История мавзолея Арыстан-Баба
Арыстан-Баб умер и похоронен в окрестностях Отырара в XII веке. Тогда же был воздвигнут первый мавзолей над его могилой. Однако этот мавзолей до наших дней не сохранился.
В XIV веке по приказу Тамерлана (эмир Тимур) на месте разрушившегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней. От этой постройки сохранились резные деревянные колонны.
С достройкой мавзолея Тамерланом связана еще одна местная легенда. Когда стали возводить стены мавзолея в честь Ходжи Ахмета Яссауи, разразилась буря и стены обрушились. Через некоторое время история снова повторилась. Во сне Тамерлану является старец, который дает совет сначала построить мавзолей над могилой Арыстан-Баба как наставника Ходжи Ахмета Яссауи. Только после этого строительство мавзолея Яссауи завершилось успешно.
Арыстан-Баб умер и похоронен в окрестностях Отырара в XII веке. Тогда же был воздвигнут первый мавзолей над его могилой
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Заведующий отделом по связям с общественностью Отырарскго государственного археологического музея-заповедника Нурсултан Бекешов отмечает, что в записях русских исследователей 1860-х годов есть сведения о том, что "здесь был мавзолей Арыстан-Баба, который был разрушен землетрясением". А по легендам, которые помнят местные жители, мавзолей Арыстан-Баб обрушился из-за высокого уровня грунтовых вод. Стоит отметить, что в настоящее время вокруг комплекса Арыстан-Баба вырыто 9 колодцев, с помощью которых специалисты измеряют и контролируют уровень грунтовых вод.
В 1909 году силами местных жителей сооружение было отстроено заново и сохранилось до наших дней. Одним из архитекторов мавзолея был Калмырза Мусапирулы. По легенде, мастер за свою работу плату не брал, вместо этого он попросил написать на перемычке входного проема мавзолея его имя. "1327. Уста Калмырза бен Мусапир Туркестани" – гласит арабографичная надпись, что в переводе на современное летоисчисление соответствует 1909 году. Мастер, его соорудивший, Калмырза, сын Мусапира, родился в 1888 году в Туркестане. В 1905 году он построил вокзал Туркестана, в 1906 году вокзал Арыси, в 1907-1909 годах мавзолей Арыстан-Баба. Услышав информацию об открытии мраморного завода, он уехал в Узбекистан и прожил там до конца жизни, занимаясь любимым делом. В Ташкенте есть мечеть имени Калмырзы Мусапирулы.
Чапан мастера Калмырзы Мусапирулы. Копия
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Архитектура мавзолея
Мавзолей Арыстан-Баба находится в 60 километрах от Туркестана, неподалеку от села Шаульдер Отырарского района.
Мавзолей выделяет среди культовых сооружений начала ХХ века его неординарная планировка и композиция – мавзолей не имеет аналогов в Центральной Азии и в Казахстане. Сооружение мавзолея имеет нестандартную внешнюю конструкцию. Это сооружение вобрало в себя формы и элементы разных эпох и народов. В широкой арке сооружения исламская культура переплелась с мотивами европейской и русской архитектуры, включая готические и ренессансные мотивы.
Поминальная мечеть внутри мавзолея
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть, они были объединены коридором сводчатой структуры. Над могилой Арыстан-Баба стоит мавзолей площадью 35×12 м, сложен из жженного кирпича на алебастровом растворе в лицевой кладке стен. Башни-минареты, откуда традиционно звучит азан, сегодня закрыты, поскольку разрушены. В мавзолее установлены надгробия Арыстан-Баба, а также его учеников Херметазыра, Каргабаба и Лашынбаба.
Внутри мавзолея сохранилась пара резных деревянных колонн, которые исследователи относят ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV—XV века), также кирпичи, оставшиеся от мавзолеев, построенных в XII и XIV веках.
В мавзолее сохранилась пара резных деревянных колонн, которые относятся ко второму периоду строительства этого мавзолея (XIV—XV вв)
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Также в мавзолее представлен старинный рукописный Коран – великолепный образец средневекового каллиграфического искусства.
В мавзолее представлен старинный рукописный Коран – великолепный образец средневекового каллиграфического искусства
© Sputnik/Ертай Сарбасов
В мавзолее находится уменьшенная копия тайказана - ритуальной чаши, которая находится в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи. Сотрудники музея нашли его на базаре: местный житель использовал тайказан как тару для семечек.
Строительные кирпичи XI и XIV вв.
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Рядом с мавзолеем находится колодец, из которого паломники черпают воду. Вода с высоким содержанием соли. Паломники верят, что она способна излечить многие недуги, однако научных данных о целебных свойствах воды нет.
Колодец из которого паломники черпают воду
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Сохранение и реставрация мавзолея
После Октябрьской революции, когда начались гонения религии, архитектурному памятнику был нанесен ущерб. Некогда хорошо сохранившиеся колонны XIV века были вынесены на улицу. С 1982 года мавзолей Арыстан-Баба находится под государственной охраной как исторический памятник. Тогда была проведена частичная реставрация. Были изготовлены точные копии колонны XIV века, кровля мавзолея была заново покрыта.
Сейчас мавзолей находится на балансе Отырарского государственного археологического музея-заповедника. Если за мавзолеем веками присматривали местные жители, специальные служители – шыракшы, то сейчас здесь работают сотрудники музея.
Схема посещения туристических объектов
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Неоценим вклад известного советского и казахстанского государственного и общественного деятеля Узбекали Жанибекова в восстановление мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, превращение мавзолея Арыстан-Баб в популярное место паломничества. Он стоял у истоков идеи сохранения города Туркестан для будущих поколений как значимого культурно-исторического объекта. Благодаря его инициативе в 1979 году был создан Отырарский государственный археологический музей-заповедник, куда вошли мавзолей Арыстан-Баба и более 200 памятников этого региона.
На территории комплекса Арыстан-Баб находятся мавзолеи нескольких исторических деятелей, последнее захоронение датируется 1980-м годом, после передачи комплекса под охрану государства захоронения на этой территории не разрешались. Узбекали Жанибеков умер в 1998 году. В соответствии со специальным постановлением президента Казахстана Узбекали Жанибеков похоронен на территории исторического заповедника "Арыстан-Баб".
В 2006 году на территорию комплекса были привезены горсть земли с могил великого ученого аль-Фараби и султана Бейбарыса в Дамаске
© Sputnik/Ертай Сарбасов
В 2006 году на территорию комплекса были привезены горсть земли с могил великого ученого аль-Фараби и султана Бейбарыса в Дамаске. В ходе официального визита первого президента Нурсултана Назарбаева в Дамаск в октябре 2007 года между правительствами было подписано соглашение о сотрудничестве в строительстве историко-культурного центра аль-Фараби и восстановлении мавзолея Султана аз-Захира Бейбарса. Строительство центра началось в 2008 году и завершилось в апреле 2012 года.
Ежедневно в Арыстан-Баб едут десятки паломников и туристов со всего Казахстана и других стран. По словам Нурсултана Бекешова, в прошлом году Отырар посетили 80 тысяч человек. Он надеется, что после завершения строительства дороги между Туркестаном и Шаульдер, поток туристов увеличится. Основной поток туристов приходится на март-май, сентябрь-ноябрь, также наплыв туристов наблюдается и после окончания учебного года, на экскурсии приезжают в основном школьники и студенты. Летом и зимой паломников меньше.