АЛМАТЫ, 7 фев — Sputnik. Секретами изготовления казахского национального инструмента коссаз с корреспондентами Sputnik Казахстан поделился мастер из Алматы Алтынбек Кумаров.
Алтынбек Кумаров - мастер по изготовлению народных инструментов
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Вот уже более 40 лет Алтынбек Кумаров создает по древним методам казахские народные музыкальные инструменты и приобщает молодежь к ремеслу. Сам Алтынбек Кумаров по профессии художник, заслуженный деятель культуры Республики Казахстан, мастер прикладного искусства.
По словам мастера, к созданию инструментов он пришел через интерес к истории искусства.
"Тогда не то что коссазов, даже домбру найти было нелегко. Я расспрашивал мастеров, аксакалов и в 1975 году приступил к изготовлению своей первой домбры, а в 80-х годах создал первый образец коссаза", – говорит Алтынбек Кумаров.
Художник говорит, что на изготовление одного инструмента может уйти от двух недель до нескольких месяцев. Иногда на один коссаз уходит полгода. Все зависит от материалов и вдохновения.
Вот уже более 40 лет Алтынбек Кумаров создает по древним рецептам казахские народные музыкальные инструменты и приобщает молодежь к ремеслу
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Коссаз изготавливают из черного клена и красного дерева, которые "держат звук", дают хорошее звучание. Материалы мастер приобретает на свои средства. По его словам, это прежде всего "дело души".
"Если будет спрос, я готов сделать столько инструментов, сколько нужно. Было время, когда я бесплатно раздавал коссаз многим артистам. К сожалению, этот инструмент сейчас не так популярен", – говорит мастер.
Тандем мастера и музыканта
Алтынбек Кумаров убежден, что коссаз достоин мировой известности как объект культурного наследия казахского народа, однако сегодня о нем известно совсем немного. Огорчает мастера то, что мало кто хочет учиться играть на этом уникальном инструменте, да и на эстраде тех, кто владеет им, кто готов популяризировать коссаз и другие национальные музыкальные инструменты, совсем не много.
Исполнитель Дастан Ахмеди
© Sputnik/Ертай Сарбасов Sarbasov Ertay
Дастан Ахмеди один из таких редких музыкантов, кто играет на коссазе. Он начал играть на нем с 1988 года.
"Этот вид национального инструмента непременно должен быть включен в учебную программу студентов. А для этого нужно написать теоретическую часть, затем нужно составить план учебы по ней, а на все это требуется много средств", – считает исследователь-исполнитель Дастан Ахмеди.
Он согласен с мастером в том, что до сих пор коссаз остается малоизвестным и сильно недооцененным. По словам Дастана Ахмеди, инструмент нечасто можно увидеть на концертах, в основном он мельком появляется в клипах.
Музыкант и мастер уже много лет работают над возрождением и популяризацией коссаза. Их объединяет любовь к национальному инструменту и страсть к музыке.
История возрождения коссаза
Коссаз – это пятиструнный щипковый инструмент. По мнению ученых-этнографов, он является архетипом, версией первых домбр. Его называли "баба-домброй", то есть прародителем домбры. Первым исследователем, изучавшим коссаз, был этнограф Омар Хаймолдин. В 1979 году, когда Алтынбек Кумаров создал первый вариант инструмента, на нем первым сыграл музыкант Балтабай Кабылданов, настроив звуковую систему.
Сегодня ученым известен прототип этого инструмента. В 1973 году в городище Бидайык асар обнаружили деревянное изделие, которое было указано в научных отчетах как "неизвестный предмет". Оно хранится в научных фондах России.
Только в 2018 году ученому-археологу Азильхану Тажекееву удалось идентифицировать этот предмет. Тогда были организованы научные командировки по изучению ценных экспонатов, найденных в Приаралье и хранящихся в России. Исследователи пришли к выводу, что найденное изделие является прародителем домбры "Кос-мойынды" (двухшейный) или "Коссаз" (двуглавый). Позже мастер прикладного искусства Бекзат Жакыпов создал копию инструмента по найденному экспонату.