Министерство энергетики России одобрило Казахстану транзит 300 тыс. тонн нефти в Германию в первом квартале 2023-го года. Об этом 13 января сообщило АО "Казтрансойл".
Согласно опубликованному компанией заявлению, казахстанское "черное золото" будет транспортироваться по нефтепроводу "Дружба".
Сможет ли Берлин найти в Казахстане замену российским поставкам нефти, есть ли у Казахстана свободные объемы для экспорта в Германию, и в чем может скрываться смысл немецких желаний приобрести казахстанскую нефть – разбирался Sputnik.
Сначала сделать, потом подумать
Как неоднократно заявлялось первыми лицами Германии в минувшем году, с 1-го января 2023-го Берлин отказался от покупки российской нефти. Хотя поставки по нефтепроводу "Дружба" под запрет не попали, Германия проявила инициативу и приняла решение с нового года прекратить импорт "черного золота" из России в том числе и по этой трубе.
До начала спецоперации доля России в немецком импорте нефти составляла 34-35%. Например, в 2021-м году по данным BAFA (Федеральное ведомство по экономике и экспортному контролю) Германия импортировала 81,4 млн тонн нефти, из которых на российские поставки пришлись 27,7 млн тонн.
Большая часть таких поставок приходилась на нефтепровод "Дружба", по которому "черное золото" доставлялось прямиком на несколько нефтеперерабатывающих заводов.
Проблема здесь заключается в том, что такие заводы "заточены" под работу с российской маркой Urals.
В прошлом году немецкий экономический журнал Manager Magazin со ссылкой на специалистов из Германии сообщил, что переход на другие сорта нефти вызовет технические проблемы, займет длительное время и обойдется в большие суммы денег, что сделает нефтеперерабатывающие заводы нерентабельными.
Одно из таких предприятий – НПЗ в городе Шведт, ранее принадлежавший "Роснефти", но в сентябре отобранный немецкими властями в свою пользу. Именно на него, по словам главы "Казмунайгаза" Магзума Мирзагалиева, и направится казахстанская нефть в текущем году.
Данный завод перерабатывает около 11,6 млн тонн "черного золота" в год и, фактически, обеспечивает большую часть потребностей Восточной Германии (включая Берлин) в нефтепродуктах.
В ноябре в Минэкономики ФРГ бахвалились, что впервые попробовали смешать российскую нефть с норвежской для работы НПЗ в городе Шведт, а теперь займутся проверкой, можно ли перерабатывать такую смесь на заводе. Однако больше новостей о данном эксперименте не слышно. Похвастаться, по всей видимости, нечем.
Казахстанская альтернатива для Германии?
Может ли теоретически нефть из Казахстана заменить российские поставки и "спасти" Германию? Да, может.
Российский сорт Urals представляет из себя смесь нефти с различных месторождений Урала, Поволжья и Западной Сибири. Смешивается она в системе нефтепроводов "Транснефти", прежде чем уйти к покупателям за рубежом.
Казахстанские экспортеры, занимающиеся поставками нефти через трубопровод "Атырау – Самара" (именно по нему до "Дружбы" пойдет нефть из Казахстана, предназначенная для Германии), на выходе из трубы получают ту же самую смесь Urals. Собственно, и поставлялась казахстанская нефть через российские порты под брендом Urals.
Однако с июня прошлого года казахстанские нефтяные компании при оформлении документов на экспорт "черного золота" в качестве его названия стали указывать KEBCO(Kazakhstаn export blend crude oil), чтобы подчеркнуть, что данная нефть имеет казахстанское происхождение, а не какое-либо еще.
Проще говоря: с июня Казахстан, чтобы дистанцироваться от подсанкционного российского сорта Urals, продает потребителям ту же самую смесь Urals, только под другим названием. Казахстанская нефть и так не попадала под санкции, но тем не менее.
Здесь закономерен другой вопрос: сможет ли Германия заменить российские поставки казахстанской нефтью? Однозначно нет.
В 2022-м году объем добычи нефти в Казахстане составил 84,2 млн тонн, тогда как изначально планировалось добыть 87,5 млн тонн. На экспорт "ушли" 64,3 млн тонн.
В текущем году добычу планируется нарастить до 90,5 млн тонн, а экспорт – до 71 млн тонн. За счет каких нефтяных месторождений это планируется осуществить – не сообщается. Да и о росте собственного потребления забывать не стоит – на внутренний рынок в республике "уходит" все больше "черного золота".
Лишние 20-30 млн тонн для Германии, чтобы "перекрыть" выпавшие российские объемы, Казахстану сейчас взять просто неоткуда. У казахстанских компаний есть обязательства по поставкам своим традиционным партнерам, а также по загрузке собственных НПЗ (как в самом Казахстане, так и за рубежом – два НПЗ в Румынии принадлежат "Казмунайгазу").
Те объемы для Германии, о которых сообщили в "Казтрансойле" - 300 тыс. тонн в первом квартале 2023-го года (с возможностью за год поставить до 1,2 млн тонн) – это "капля в море" даже по сравнению с казахстанским экспортом, не говоря уже о российских поставках. Обещанными Казахстаном для Германии 1,2 млн тонн можно будет заменить порядка 5% объемов из РФ, шедших ранее в ФРГ.
Немного домыслов и догадок
Каким образом в Германию могут пойти более серьезные объемы? Теоретически, Казахстан может нарастить поставки за счет "обмена рынками" - Россия свою освободившуюся из-за соответствующих решений европейских партнеров нефть направит на рынки дружественных стран, а Казахстан "уведет" определенную часть своих объемов с этих рынков и перенаправит их в ту же Германию.
Но на это нужно время. В краткосрочной перспективе могут быть задействованы своповые схемы – условно, Казахстан увеличит закупки нефти в России, направит новые приобретенные объемы на свои НПЗ, а собственную освободившуюся нефть поставит в Германию.
Еще один вариант – смешивание собственной нефти с российской. Говоря простыми словами, можно смешать "черное золото" так, чтобы в процентном соотношении смеси преобладала казахстанская нефть. Тем самым, из-под санкций можно будет выйти и спокойно поставлять такую смесь немецкому потребителю.
Но в любом случае, все эти объемы будут небольшими относительно тех, что "шли" в Германию из России в прежние годы.
Вполне можно допустить и догадки из разряда теорий заговоров, что в Германии просто хотят продолжить покупать российскую нефть, только теперь по таким вот "серым" схемам.
В выигрыше от всей этой истории в любом случае останутся Казахстан и Россия.
Казахстан увеличит доходы в собственный бюджет от увеличения объемов продаж, Россия – за счет транзитных платежей и, возможно, увеличения поставок нефти в сам Казахстан для проведения вышеназванных схем.
Также стоит учесть тот фактор, что прокачка таких небольших объемов по пустующей "Дружбе" будет нерентабельной, а значит стоимость данной прокачки вырастет в разы. И заплатит за это немецкий потребитель.
В целом для Германии это все вряд ли является чем-то большим, чем пропагандистским ходом местных властей по принципу "мы принципиально отказались от российской нефти, мы находим альтернативных поставщиков, никакого коллапса не происходит". Однако у экономики ФРГ мнение явно другое и деиндустриализация, сворачивание энергоемких предприятий и их переезд в другие страны – лишнее тому подтверждение.