Эту историю колумнисту Sputnik Казахстан поведали тоже сорок лет назад. Но она актуальна и сегодня, потому что судьбы людей не могут не интересовать их потомков. Это наша с вами история, которую нельзя забывать.
Оказались чужими
В тридцатые годы прошлого века жила семья Коваленко в небольшом селе Георгиевка Жарминского района Семипалатинской области. Отец, мать, да три дочки. Беда вошла в их дом, не постучавшись. Неожиданно умерла мать. В то время старшей из дочек - Зое - было лет 10, а младшей, Вале - года два. Сестры Павла Сидоровича, как могли, помогали ему, но все же советовали: женись снова, Павло, хоть ради дочек.
Взял Павел Сидорович хозяйкой в дом женщину тоже с тремя детьми - мальчиками, примерно такого же возраста, как и его дочки. Жили они как говорится, не хуже других.
Плакат "Родина-Мать зовет". 1941 год.
© Sputnik / РИА Новости
Впрочем, и пожить-то им вместе долго не пришлось - грянула Великая Отечественная война. В 1942 году ушел на фронт и Павел Сидорович. Горе и голод пришли в Георгиевку. Свои дети были ближе супруге Павла Сидоровича. А его дочки оказались в семье чужими...
В самостоятельную жизнь
Первой ушла от мачехи Зоя, в ту пору достигшая совершеннолетия. Вслед за ней покинула дом средняя - Люба. Младшая Валя вскоре оказалась в детском доме. С тех пор связи сестер друг с другом были утеряны.
В 1944 году воспитанников детского дома, в котором находилась Валя, привезли в село Жарбулак Маканчинского района Семипалатинской области. Дети пасли овец, доили коров. А по вечерам вязали шерстяные вещи для советских бойцов.
Вязание
© Photo : Pixabay / cmooreinswitzerland
Здесь детдомовцы встретили радостную весть о победе. Стали возвращаться демобилизованные солдаты. Кое у кого из детдомовцев нашлись родители. Валин отец не пришел. Может быть, знала о его судьбе мачеха, но и та куда-то уехала из села.
Никаких документов у девочки не было, и когда пришла пора получать паспорт, то год и дату рождения ей написали "на глазок" - 1933-ий, восьмое марта. Мол, пусть женский праздник тебе будет радостен вдвойне.
Вышла Валя замуж, родилась у них с мужем дочь Люба. А потом судьба опять круто обошлась с Валентиной: умер муж. Она уехала с дочкой в поселок Комсомолец Кустанайской области. Там Люба закончила техникум, встретила любимого человека. Услышав о большом строительстве, развернувшемся в Павлодарской области, молодые решили попытать там счастья. Вместе с ними приехала в Павлодар Валентина Павловна.
Где вы, сестры?
Прошли годы. Вот уже и бабушкой она стала, а мысль о сестрах все не давала ей покоя. Не раз пыталась искать их, писала письма в Москву, но все напрасно. А в ноябре 1980 года ее неожиданно вызвали в отделение милиции Индустриального района Павлодара. Спросили, нет ли у нее сестер, показали фотографии двух женщин.
И вот тут случилось то, чего Валентина Павловна никак не могла себе простить - она не узнала тех, кто был на снимках. То ли волнение помешало разглядеть родные черты, то ли время дало о себе знать - ведь сорок лет минуло с тех пор, как разошлись их пути-дороги.
Письма
© Photo : Pixabay / blende12
Но через некоторое время на ее адрес пришло письмо из Малоярославецкого РОВД Калужской области. Писала начальник паспортного стола, майор милиции Лидия Павловна Колесова. К ней с заявлением о потере паспорта обратилась рабочая калужского совхоза "Рябцевский" Любовь Павловна Коваленко. У женщины не оказалось свидетельства о рождении. Начальник паспортного стола, уточняя год, место ее рождения, услышала рассказ о детстве, о пропавших сестрах, о которых у нее не было никаких сведений. Работника милиции взволновала истории семьи Коваленко, и она решила начать поиск сестер. Для этого ей пришлось послать множество запросов в разные уголки страны. Один за другим приходили отрицательные ответы. Их накопилась пухлая папка, которую она завела специально для документов по розыску сестер Коваленко.
Любовь нашлась!
И вдруг через два года поиска из Павлодара пришел ответ: здесь проживает Валентина Павловна Коваленко, но предъявленные ей фотографии не опознала. Тогда начальник паспортного стола сама написала письмо Валентине Павловне. Просила припомнить годы детства, приводила некоторые эпизоды, рассказанные Любовью Павловной, фамилии и адреса дальних родственников семьи Коваленко. А вслед за ним в Павлодар пришло письмо от самой Любови Павловны с ее фотографией.
Всплакнула над ним Валентина Павловна и собралась немедленно повидать нашедшуюся сестру, не дожидаясь отпуска. В письме к Любе она просила встретить ее в Москве. Чтобы узнали, сообщила, что на ней будет зеленое пальто и серый пуховый платок. А из вагона (билетов на самолет перед Новым годом уже не было) выйдет самой последней.
"В поезде, - вспоминает Валентина Павловна, - я только и думала о предстоящей встрече. В купе рассказала свою историю, и о ней как-то быстро узнал весь вагон. Подходили пассажиры, сочувствовали и радовались вместе со мной. И вот поезд прибывает в Москву. Я сижу жду, пока выйдут все, и вдруг слышу мужской голос:
- Коваленко Валентина Павловна здесь?
- Здесь! - кричу, а у самой руки дрожат, никак пальто застегнуть не могу. Встретили меня родственник мужа сестры с племянником. Отправились к ним домой, переночевали, а спозаранку выехали в совхоз "Рябцевский".
Добрались туда на попутном грузовике. Едем по улице села, и вдруг вижу: идет Люба с вeдрами, она телят поила на ферме. Тут я ее сразу узнала. Закричала ей, она ведра уронила - и бегом к машине. Бросились мы друг к другу, обнялись…"
Все вместе
Новый, 1982 год, обе сестры встречали за одним столом. Десять дней прогостила здесь Валентина Павловна. И не хватило им времени вдоволь наговориться, вспомнить свою жизнь.
Несладко пришлось и Любови Павловне. Уйдя от мачехи, она долго скиталась по разным городам, пока не оказалась в Харькове. Документов у нее никаких не было, и поэтому, как и Валентине Павловне, возраст ей определи приблизительно - 1931 год.
Потом она вышла замуж, родились у них с мужем два сына и две дочери. Оба сына работали в совхозе, а дочки учились - одна из них должна была стать ветеринаром, другая - швеей.
Здесь же Валентину Павловну ждала и еще одна радость. Она узнала, что, благодаря все той же неутомимой Лидии Павловне Колесовой, в Кустанайской области отыскалась и третья, старшая их сестра Зоя. Через месяц после отъезда Валентины Павловны в Павлодар из совхоза "Рябцевский", она тоже побывала здесь в гостях. Уже вернувшись в Павлодар Валентина Павловна получила от нее письмо.
"Хоть на старости лет сможем повидаться, - писала она. - Какое это счастье!"
Зоя Павловна сообщила, что она на пенсии, живет вместе с дочерью. У двух ее сыновей - свои семьи.
… В октябре 1982 года у сестер Коваленко было намечено радостное событие: они решили собраться все в Павлодаре, у Валентины Павловны.
- Теперь мы опять большая семья, - сказала мне Валентина Павловна. - Но нас уже не трое, а четверо. Четвертой сестрой стала нам Лидия Павловна Колесова. Ведь благодаря ей мы смогли найти друг друга. А она не успокаивается, говорит, может быть, еще отец ваш жив. Да и точные даты нашего рождения хочет установить. Поэтому продолжает поиск…
Автору этих строк неизвестна дальнейшая судьба сестер Коваленко. Но хочется надеяться, что она сложилась хорошо, и они больше никогда не теряли друг друга.