АСТАНА, 28 ноя — Sputnik. В этот понедельник, 28 ноября, в Оренбурге состоится форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. Темой XVIII форума станет "Снятие инфраструктурных ограничений международной торговли". Ожидается, что президенты Касым-Жомарт Токаев и Владимир Путин примут участие в режиме видеоконференции.
Что обсудят в рамках форума - 2022
Сообщается, что делегации двух стран возглавят заместитель премьер-министра – министр торговли и интеграции Казахстана Серик Жумангарин и зампред правительства России Алексей Оверчук.
Одним из ключевых событий станет заседание российско-казахстанского делового совета, на котором обсудят новые возможности межрегиональной торговли.
Работа четырех панельных секций будет посвящена вопросам транспорта и логистики, управлению совместными проектами, цифровизации городов и поддержке молодежного предпринимательства.
Важным будет обсуждение вопросов об отмене существующих инфраструктурных ограничений, а также о состоянии пропускных пунктов на российско-казахстанской границе.
Проблема зернового транзита
На форуме российско-казахстанского сотрудничества в Оренбурге одной из тем станет зерновой транзит. Этот вопрос в последнее время стал все чаще подниматься в СМИ.
В середине ноября вице-президент российского зернового союза Александр Корбут заявил, что Казахстан перекрыл российскому зерну пути в Азию. Точнее, что транзитные тарифы АО "Казахстан темир жолы" (КТЖ) сделали зерновые перевозки экономически нецелесообразными.
Транзит одной тонны зерна через Казахстан, по данным РЖД, по территории Казахстана на расстояние около 2 000 километров составляет порядка 2 500 рублей (17 500 тенге) против примерно 1 300 рублей (9 100 тенге) внутри России. Из-за этих тарифов сокращается объем экспорта из России в Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Китай и Афганистан.
В связи со сложившейся ситуацией РЖД обратились к КТЖ с просьбой снизить транзитные тарифы на перевозку сельхозпродукции, в том числе зерна.
Однако 15 ноября в АО "Казахстан темир жолы" сообщили, что тарифы на транзитную перевозку российского зерна не менялись последние четыре года.
По данным КТЖ, объем перевозок зерна из России транзитом по территории Казахстана за 10 месяцев 2022 года вырос на 24% по сравнению с 2021 годом.
Дорогой тариф КТЖ, слабая инфраструктура и жалобы местных экспортеров
На тарифную политику казахстанской железной дороги, а также проблемы с нерешенной логистикой неоднократно обращали внимание и казахстанские экспортеры. По их мнению, проблема транзита через Казахстан многослойная и лишь снижением тарифа не решится. В частности, местные бизнесмены отмечают, что в этом году Казахстан собрал хороший урожай в 22,1 миллиона тонн зерновых культур, которого не было последние 10 лет.
И если на внутренние потребности необходимо чуть более 5 миллионов тонн пшеницы, то порядка 9 миллионов тонн могут идти на экспорт.
При этом с дороговизной логистики столкнулись и местные экспортеры. И если в ближайшее время проблему не решить, то ситуация может привести к банкротству мелких фермеров, так как они не смогут продать урожай, а более крупные фермеры не смогут отвечать по лизинговым кредитным обязательствам. Еще одним вопросом, требующим решения, являются ограничения по переходу на границу с Китаем.
Кроме этого, эксперты отмечают, что из-за низкой пропускной способности железнодорожных станций, дефицита вагонов и контейнеров экспортеры зерновых культур уже который год упускают возможность увеличить объемы поставок на рынки Китая и Ирана.
Решит ли проблему транзита снижение тарифа КТЖ
Независимый казахстанский экономист Шалкар Берикболов в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан отметил, что КТЖ не пойдет на снижение тарифа через Казахстан для России без ответных с российской стороны преференций.
"Проблема транзита для Казахстана была актуальна всегда. Несмотря на свое довольно выигрышное географическое расположение, мы в полной мере не могли разыграть эту выгодную для себя карту с доходами от транзита. Это касается не только железнодорожных, но и авиаперевозок", - поделился мнением он.
Экономист подчеркнул, что, скорее всего, на предстоящем форуме казахстанская сторона представит свои расчеты и попросит "скидку" по другим направлениям у России, предоставив снижение тарифа по железной дороге.
"Нужно понимать, что сильно снижать тариф по железной дороге Казахстану невыгодно по нескольким причинам. Первая из них – это ограниченные возможности инфраструктуры. Если завтра Россия получит выгодный тариф по транзиту, то пойдет наращивание объемов перевозок, и тут большой вопрос, сможет ли КТЖ справиться с ним", - отметил он.
Ранее вице-премьер - министр торговли Казахстана Серик Жумангарин сообщал, что на полях форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России вопрос тарифов железнодорожных перевозок по Казахстану для российских экспортеров будет обсужден.
Жумангарин заверил, что в ходе переговоров стороны постараются достичь баланса интересов, чтобы выгодно было обеим сторонам. В частности, Казахстан рассчитывает договориться о 50-процентной скидке на обслуживание в российских портах.
Напомним, форумы межрегионального сотрудничества Казахстана и России проходят с 2003 года, поочередно то в РК, то в РФ. Первый форум с участием президентов Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева (первый президент республики) состоялся 15-16 апреля 2003 года в Омске в рамках года Казахстана в России.
В 2020 году из-за пандемии коронавируса форум не состоялся и был перенесен на 2021 год. В прошлом году форум прошел 30 сентября. Президенты Касым-Жомарт Токаев и Владимир Путин приняли участие в пленарном заседании по видеосвязи.
Темой XVII форума межрегионального сотрудничества было "Сотрудничество в области экологии и зеленого роста". В рамках форума российская и казахстанская стороны подписали пакет документов, касающихся укрепления торгово-экономических связей между регионами и предпринимателями, сохранения и воспроизводства популяции сайгака, каспийского тюленя и других вопросов.