Как рассказал ключарь храма священник Александр Суворов, это стало доброй традицией. И ежегодно в ноябре, в дни памяти композитора Петра Ильича Чайковского, Митрополичий хор исполняет одну воскресную Литургию в музыкальных гармонизациях композитора Чайковского. Напомним: композитор скончался 6 ноября 1893 года.
Прихожанам эта традиция нравится, приходят в этот день в храм и поклонники музыки Чайковского, многие из которых далеки от религии. Чайковский первым из русских композиторов создал литургию "по чину святителя Иоанна Златоуста" как единое музыкальное произведение. И это наиболее значимое из его духовных произведений, как он сам считал.
Сам композитор тоже присутствовал на "Литургии" – в виде фото. У фото удивительная история. Да и само фото непростое – оно с автографом.
"Фотография эта была предоставлена протодиаконом собора Николаем Гринкевичем. Это фото из коллекции его отца – Николая Гринкевича, известного коллекционера", - прояснил Александр Суворов.
Николай Гринкевич был многогранно талантлив: оперный певец, солист Алматинского театра оперы и балета, писатель, журналист, обладатель одной из крупнейших в Советском Союзе собраний исторических редкостей.
В своей книге "Строки, имена, судьбы" он рассказывает, что этот фотопортрет с автографом попал к нему от Натальи Владимировны Дымарской. А к ней семейная реликвия перешла от деда – Ефима Моисеевича Бабецкого. Того самого, кому, собственно, автограф и предназначался.
"Свою фотографию, сделанную в Харькове местным художником Альфредом Федецким, Чайковский подарил Ефиму Моисеевичу Бабецкому 17 марта 1893 года. Этот год был отмечен в жизни композитора триумфальными поездками в Брюссель, Париж, Лондон, с присуждением ему Кембриджским университетом звания доктора "honoris causa". А также завершением и первым исполнением Шестой симфонии – патетической. На отдельной, типа визитной карточки, довольно большой полоске плотного картона, приклеенной к фотографии – дарственная надпись: Ефиму Моисеевичу Бабецкому, бдительному стражу моего благополучия". Следует подпись и дата.", - пишет коллекционер.
Кто ж он такой, этот "бдительный страж"? Что связывало Бабецкого с композитором?
Бабецкий был известным рецензиатом, переводил пьесы, водевили, редактировал газету "Южный край" и вообще был человек энергичным, деятельным, образованным. Помимо всего прочего, он занимался защитой авторских прав. И это связывало его со многими деятелями искусства и культуры того времени.
А для Чайковского он "выполнял функции доверенного лица, связанных с исполнением его симфонических произведений, с постановкой его опер, с его личными выступлениями в качестве дирижера", - это из воспоминаний внучки Бабецкого.
Интересны и обстоятельства, при которых было сделано фото.
В 1893 году, за полгода до своей смерти, Петр Ильич Чайковский давал концерт в Харькове. Концерт был запланирован на 14 марта, а билеты были раскуплены задолго до этой даты – аншлаг! Харьков ликовал, приветствуя гениального композитора, под управлением которого был исполнен Скрипичный концерт с симфоническим оркестром. Солировал замечательный скрипач Константин Горский, воспитанник Санкт-Петербургской консерватории, который работал педагогом по классам скрипки, альта и камерного ансамбля в Харьковском музыкальном училище.
После концерта восхищенная публика устроила Чайковскому грандиозные овации.
"Молодежь из публики и учащиеся музыкального училища вбежали на эстраду, посадили Петра Ильича в кресло и на руках понесли его, сидящего в кресле, через весь зал, сопровождаемые приветствиями и аплодисментами. Члены музыкального общества во главе со Слатиным посадили Петра Ильича в фаэтон и отвезли его во фраке с белым галстуком к фотографу Федецкому", - из воспоминаний очевидцев.
Фотограф Альфред Федецкий так и запечатлел великого композитора – в концертном фраке. Фотографии были изготовлены в рекордные сроки – в тот же день вечером. Петр Ильич был поражен скоростью и качеством их изготовления.
Вот такой фотопортрет Шаляпин и подарил Бабецкому. Сам портрет не редкость, как ни странно, таких портретов было сделано много. Композитор раздавал их поклонникам, которые сопровождали его до вокзала.
Очевидец событий, поэт и журналист В. Иванов писал позже: "На вокзале собралась громадная толпа, сквозь которую я едва мог притискаться к Петру Ильичу. Когда я попросил его дать мне свой портрет, он с комической беспомощностью сказал мне: "Вы опоздали… Я все раздал… Раздал даже неготовые портреты, оставив у Федецкого карточки с подписями, которые он потом приклеит к ним, когда они будут готовы…"".
Фотограф Федецкий так и сделал – напечатал позже еще фотографий, приклеил к ним автографы и раздал жаждущим. А уникальность фотографии, которая была свидетелем "Литургии" Чайковского в Вознесенском – именно в автографе, в дарственной надписи.
К тому же тот год – 1893 – стал трагическим для Чайковского и всех почитателей его таланта: в ноябре великий композитор скончался от холеры. И в Харькове состоялась последняя встреча композитора с "бдительным стражем его материального благополучия" - Ефимом Моисеевичем Бабецким.
Вот такая история – о том, как старый автограф связал города и время, жизнь композитора и его смерть. И о том, как великое произведение великого Чайковского напомнило о важных событиях и людях его жизни.
Подготовлено: Евгения Морозова, Агентство православных новостей