Хитрый бухгалтер, или Очередное дело павлодарского следователя

Работа над такими преступлениями, как мошенничество, присвоение чужого имущества, кража - сродни игре в шахматы, считает старший следователь следственного отдела Центрального отдела полиции Павлодара Марина Пугач
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Только твой оппонент заранее подготовился к этой партии, хорошо продумал ее. А тебе приходится на ходу выстраивать свою тактику. Вот одно из подобных дел.
В Казахстане работает фирма, которая занимается оптово-розничной реализацией сжиженного газа через автоматические автогазостанции. Кроме головного офиса, расположенного в Павлодаре, у предприятия есть филиалы и в других городах республики, в том числе в Усть-Каменогорске.

Откуда талоны?

Все бы хорошо, но осенью 2020 года от нового главбуха филиала Усть-Каменогорска в головной офис поступила служебная записка. В ней сообщалось, что в городе резко увеличилась продажа газа по талонам, которые на балансе филиала не состоят.
Туда из Павлодара направили сотрудников для ревизии и инвентаризации. Они установили, что газ отпускается по талонам, полученным ранее головным офисом предприятия. Причем, сами талоны были реализованы по четырем накладным физическим лицам в разные дни. Плата по этим накладным в головной офис не поступала. Всего было фиктивно реализовано 3000 талонов.
Для того, чтобы по ним заправиться, их нужно активировать в электронной базе 1С в головном офисе. Но кто мог это сделать, оставалось загадкой.
На тот момент было обналичено 1999 талонов на газ, то есть 27 740 литров. Руководство предприятия обратилось в полицию.

Есть подозреваемая

Ко мне в производство это дело поступило через полгода с момента регистрации, рассказывает Марина Пугач. Оно оказалось довольно интересным.
Она стала проверять всех работников головного офиса, которые по своим должностным обязанностям имели отношение к движению и перемещению талонов. Установила, что после их заказа в типографии, талоны в головном офисе получила одна из павлодарских бухгалтеров предприятия - Полина Ким. После этого она поставила их под отчет региональному менеджеру, не предупредив его об этом. Опять же, по ее настоянию полученные талоны хранились в шкафу общего кабинета бухгалтеров фирмы. Бухгалтер мотивировала это тем, что из-за большого количества в сейф они не войдут.
При этом шкаф не закрывался, и любой из трех работников, сидевших в кабинете, имел доступ к талонам.
Также стали проверяться бывшие сотрудники филиала Усть-Каменогорска, которые уволились по собственному желанию до начала обналичивания талонов на газозаправочных станциях. Следствие установило, что бывшего главного бухгалтера Усть-Каменогорского филиала Гаухар с коллегой из головного офиса Полиной Ким связывают дружеские отношения.
Ну, вроде бы, что тут особенного? Дружат и дружат. Но при допросе Полина Ким эту дружбу почему-то стала категорически отрицать, обвиняя всех, но только не себя. Мне было понятно, что к совершению преступления хорошо подготовились. Поэтому я решила поступить иначе, рассказывает Марина Пугач.

Дистанционное хищение

Она проанализировала даты фиктивной реализации талонов из головного офиса и активации их в базе 1С. Также установила, что в базе 1С перемещение талонов со склада головного офиса на склад города Усть-Каменогорска не происходило.
При помощи специалиста-программиста мы определили точное время создания накладных для реализации. Один из таких дней выпадал на воскресенье, а эту операцию можно было выполнить только с рабочего компьютера. Либо с личного, если в нем есть определенные программы для входа в базу 1С предприятия, продолжает Марина Пугач.
Она проверила местонахождение сотрудников фирмы в воскресенье, во время реализации талонов. Выяснилось, что никто из них на рабочем месте в тот день не появлялся. Тогда следователь запросила список тех, кому в личные компьютеры были установлены программы для доступа в электронную базу предприятия.
Специалисты установили, что реализация талонов происходила при помощи программы RDP.
Эта программа позволяет дистанционно работать с офисным компьютером, не требуя подтверждения при входе доступа с рабочего компьютера.
Оказалось, что такая программа была установлена на личный ноутбук Полины Ким.

"Не виноватая я!"

"Когда я вызвала ее на допрос, она уже работала в другой фирме. Я попросила бухгалтера прихватить с собой домашний ноутбук. Когда я начала осматривать его, то Ким, понимая, что в нем содержится информация, которую мне видеть не нужно, прибегла к хитрости" -, вспоминает следователь.
После включения ноутбука было видно, что на нем есть заставка в виде корабля и установлено программное обеспечение windows 7. Также по всему рабочему столу находились ярлыки программ.
Полина Ким, якобы желая помочь мне разобраться в ее ноутбуке, нажала на нем определенные клавиши, и корабль на заставке экрана превратился в автомашину. Ярлыки приложений на рабочем столе тоже поменяли свои места. В общем, передо мной, на экране, уже был рабочий стол программного обеспечения windows 10.
На вопрос, почему сменилась заставка, бухгалтер ответила, что у нее стоит настройка для смены обоев на экране.
Но при этом она не учла, что на рабочей панели осталось окно от свернутой программы для удаленного доступа к различным устройствам Anidesk, продолжила Марина Пугач.
"Также на этом рабочем столе я увидела ярлык от программы RDP, но служащий для подключения к новому месту работы Полины Ким", - продолжает моя собеседница.
Зафиксировав все эти факты, следователь при помощи нужных клавиш вернулась назад, на прежний рабочий стол бухгалтера. При этом сделала для себя вывод, что владелец ноутбука - "крепкий орешек".
При осмотре сотового телефона Ким были обнаружены фотографии тех самых похищенных талонов на газ, также в заметке стояли даты и время их создания, номера похищенных талонов и их количество. Причем эта заметка появилась за две минуты до создания накладной по их реализации.
Но на все факты у Полины Ким были свои объяснения.
Уже в суде, она заявила, что следователь осматривала не ее ноутбук, а компьютер другой фирмы, где она сейчас работает. При этом сослалась на заставку от рабочего экрана в виде автомашины с программным обеспечением windows 10.
И заявила, что заметки были созданы другим лицом, а фотографии талонов в ее телефоне она получила с неизвестного номера, который затем удалила. Фото же остались в галерее, и она просто не придала им значения.

Лояльный приговор

Но никакие уловки Полине Ким не помогли. Суд признал ее виновной по статье "Кража" Уголовного кодекса. То есть, виновной в присвоении 27 740 литров газа по 1999 талонам из 3000 похищенных, которые были реализованы на автоматических газозаправочных станциях города Усть-Каменогорска.
При этом судья принял во внимание, что женщина одна воспитывает двух малолетних детей, и счел возможным оставить ее на воле.
В связи с чем, Ким получила два года ограничения свободы с привлечением к принудительному труду на 100 часов ежегодно, в течение всего срока наказания. Кроме того, она должна выплатить своей бывшей фирме материальный ущерб в сумме 978 223 тенге. Однако на этом сопротивление хитрого бухгалтера не закончилось.
Она подала апелляционную жалобу в Павлодарский областной суд, и ей повезло.
В связи с амнистией в честь 30-летия независимости Казахстана, Полина Ким была освобождена от основного наказания - ограничения свободы сроком на два года. В остальной части приговор был оставлен без изменения, а жалоба без удовлетворения.
После этого она обратилась с кассационной жалобой в Верховный суд Казахстана. Но в апреле этого года ей было отказано в передаче ходатайства для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции, ввиду отсутствия оснований для пересмотра.
А уголовное дело в отношении бухгалтера филиала фирмы в городе Усть-Каменогорске (без которой, по мнению следствия, не обошлась реализация краденых талонов) было выделено в отдельное производство и направлено по месту ее проживания.
(Имена и фамилии всех фигурантов уголовного дела изменены).