Полмиллиона казахстанцев проголосовали "против всех" – политологи о результатах выборов

Политологи Данияр Ашимбаев, Алибек Тажибаев и Ассоль Мирманова поделились своими впечатлениями о предвыборной кампании кандидатов и ходе голосования
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
АЛМАТЫ, 21 ноя — Sputnik. Результаты президентских выборов в Казахстане были ожидаемыми, а предвыборная кампания прошла без какого-то задора и накала страстей, несмотря на участие в них кандидата от ОСДП – партии, позиционирующей себя как оппозиционной, считают казахстанские политологи, опрошенные корреспондентом Sputnik Казахстан.
Путин - Токаеву: Вы получили убедительный мандат доверия
Согласно предварительным итогам Центризбиркома, Касым-Жомарт Токаев набрал 6 456 392 голоса, или 81,31%. Жигули Дайрабаев набирает 3,42% (271 641 голос), Мейрам Кажыкен – 2,53% (200 907), Каракат Абден – 2,6% (206 206), Салтанат Турсынбекова – 2,12% (168 731), Нурлан Ауесбаев – 2,22% (176 116).

С именем "Жигули" можно было бы создать блестящую предвыборную кампанию

Внеочередные президентские выборы в Казахстане прошли спокойно и демократично, цифры, озвученные exit-poll, прогнозировались еще до политической гонки, считает политолог Данияр Ашимбаев.
По его мнению, этому способствовали высокие рейтинги президента Касым-Жомарта Токаева, а также отсутствие сильной альтернативы.
"Сама ситуация показывала, что такой альтернативы изначально не было. Если до объявления выборов была бы фигура, воспринимавшаяся в качестве, условно говоря, единого оппозиционного кандидата, но на этих выборах этим и не пахло", - отметил политолог.
Рейтинг Токаева по его мнению, сам по себе высок, также все необходимые процедуры были соблюдены: было шесть кандидатов, проводились дебаты, у всех был равный доступ к масс-медиа.
"Отсутствие оппонентов, отсутствие у них альтернативной повестки дня и высокий рейтинг президента обусловлены его политической деятельностью в этом году. Результаты были более чем очевидные", – прокомментировал для Sputnik Казахстан ход выборов Данияр Ашимбаев.
По мнению директора центра аналитических исследований "Евразийский мониторинг" Алибека Тажибаева, оппонентам действующего президента не хватило политической конкуренции и маркетинга, активности и задора.
"Все было, но не в той степени", - считает он.
Ассоль Мирманова
Такого же мнения придерживается руководитель представительства ассоциации профессиональных политических консультантов в Центральной Азии Ассоль Мирманова. По ее мнению, программы остальных кандидатов были слабыми.
"Хотя представителю кластера фермеров со звучным именем "Жигули" можно было бы создать блестящую, действительно "народную" предвыборную кампанию за счет политического маркетинга. И да, его имя можно было использовать в кампании через множество вариантов", – уверена Ассоль Мирманова.
В качестве примера она приводит конкурс лучших политических кампаний мира, где кандидат переломил ход кампании за счет эксплуатации единственно запоминающегося фактора – усов.
"Похожий механизм можно было использовать и с кандидатом Дайрабаевым, потому что у него изначально выигрышных позиций было намного больше. Он мог бы легко стать вторым, обойдя графу "против всех" в умелых руках", – сказала она.
При этом Ассоль Мирманова отмечает, что партия Amanat (один из членов коалиции, которая выдвинула Токаева единым кандидатом – Sputnik) была вовлечена в процесс понимания принципов больше, чем другие политические объединения, что позволяет прогнозировать некоторые направления будущих парламентских выборов.
"Январские события и нарастающая геополитическая неопределенность повлияли на решение о проведении досрочных выборов, которые специалистами рассматриваются скорее как подтверждение доверия действующему президенту Токаеву, нежели реальная политическая конкуренция за власть. Поэтому его победа была ожидаема", – говорит она.
В программе Токаева была попытка предложить ответ на социальный запрос каждой социальной группы, отмечает Ассоль Мирманова. В программе предложены ряд конкретных мер для повышения благосостояния среднего казахстанца, рост возможностей получения образования за счет государства, повышение качества жизни в аулах, но при этом отсутствуют откровенно популистские предложения вроде списания кредитов. Также действия президента на протяжении всего периода его работы, особенно после январских событий, показывают его нацеленность на поддержку социально уязвимых слоев.
"Разумеется, подобные инициативы нравятся электорату, поскольку они подразумевают ожидаемый от государства рост расходов на социальные нужды в целом. Поэтому неудивительно, что изначально победа Токаева за счет уже реализованных инициатив и предлагаемых новых, была совершенно очевидна. К тому же, для образованного населения, в свете нарастающих внешних рисков, опыт Токаева в качестве дипломата является ключевым фактором для принятия сознательного решения в его пользу", – подытожила она.

Как повлияло участие кандидата от оппозиционной ОСДП

Несмотря на то, что Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) существует давно, для партии эти выборы стали проверкой штабов и раскруткой бренда, считает политолог Данияр Ашимбаев. Ранее ОСДП неоднократно бойкотировала выборы всех уровней.
Кандидат в президенты от ОСДП Нурлан Ауесбаев
"Можно считать ее оппозиционной или квазиоппозиционной, это вопрос как бы на любителя, но сам факт участия партии в выборах уже о чем-то говорит. Кампания Ауесбаева была достаточно серой, результаты были низкими, поскольку партия в последних избирательных кампаниях самоустранилась. Для них это такого рода проверка штабов и мобилизация электората и актива. Далее, скорее всего, мы сможем увидеть партию на парламентских выборах, которые пройдут весной следующего года", – считает он.
По мнению Ассоль Мирмановой, ОСДП потеряла доверие граждан после череды скандалов внутри партии в предыдущие годы.
"На мой взгляд, это уже давно дохлая лошадь, на которой зачем-то пытаются доскакать до светлого будущего. Для повышения качества партийной конкуренции нужна другая партия социал-демократического направления, так сказать, с неиспорченной кармой. Но если говорить про эти выборы, то в свете остальных конкурентов их кандидат был вполне релевантен", – прокомментировала она.

"Против всех": кто перетянет протестную аудиторию?

У оппозиции и власти есть куда двигаться, чтобы перетянуть к себе аудиторию, выбравшую на этих выборах вариант "против всех", говорит Алибек Тажибаев.
Алибек Тажибаев
"Есть потенциал роста, структурирования и систематизации оппозиционных сил. Я имею в виду конструктивную политическую оппозицию, которая может объединиться. "Против всех" – это то поле, с которым нужно работать как оппозиции, так и действующей власти, чтобы перетянуть их к себе на будущих парламентских выборах", – сказал Алибек Тажибаев.
Политолог Данияр Ашимбаев отмечает, что возвращение графы "против всех" требовалось давно, чтобы люди могли выразить свой протест против всех кандидатов. Однако эта графа оказалась не сильно востребованной, вопреки ожиданиям. По мнению политолога, то, что этой графой воспользовалось не очень много людей (460 тыс человек – 5,8%), говорит о том, что избиратели хотели видеть персонификацию своего протеста.
"Я думаю, люди просто не пошли на выборы. Тем более сама графа при подсчете голосов не учитывается, поскольку подсчет касается именно кандидатов. Графа была введена, но интереса у потенциально протестных избирателей она не вызвала", – пояснил свою мысль политолог.
По мнению Мирмановой, непоследовательность действий и отсутствие кандидатов, представляющих собой ролевые модели, было поводом проголосовать "против всех".
"Проще и дешевле было через летний референдум (5 июня 2022 года – Sputnik) провести второй бюллетень о доверии президенту с условием его официального отказа о последующем выдвижении, чем тратить отдельно деньги на выборы. Казахстанцы живут в режиме жесткой экономии, поэтому им гораздо привлекательнее выглядит отмена трат, чем их увеличение", – считает она.

Почему в Алматы пассивный электорат

Явка на прошедших выборах составила 69,44%, это ниже, чем на выборах в 2019 году. Самая низкая явка традиционно в Алматы – 30%.
"Когда слишком высокая явка, это вызывает подозрение, что используются административные ресурсы, чтобы загнать избирателей на участки. Такая кампанейщина не фиксировалась, пришли те, кто хотели проголосовать. Не пришли те, кто верят, что результаты выборов предопределены. Во-вторых, не пришли те, кто не увидел кандидата, который отражал бы их позицию. В принципе, нормальный, демократичный показатель. Такой показатель, менее 70%, говорит о том, что выборы прошли без ненужного административного давления", – выразил уверенность Данияр Ашимбаев.
Политолог Данияр Ашимбаев
Политолог также прокомментировал низкую активность алматинских избирателей. Он отмечает, что Алматы всегда отличался электоральной пассивностью. Единственный раз в последние годы высокая явка (52%) была зафиксирована в 2019 году, и это выглядело подозрительным.
"Алматинцы выражают свою позицию в социальных сетях и т.д. Город считается наиболее политически активным, но на выборах уже много лет показывает достаточно низкую явку. Здесь ничего такого нет. Во-первых, это мегаполис, многие в день выборов были заняты. Потому показатель не выходит за пределы разумного. Также можно заметить, что снижается уровень явки в мегаполисах вообще. И по Астане, и по Шымкенту показатели, на мой взгляд, были ниже обычного. Экономика мегаполиса диктует немного другой ритм жизни. Если в сельской местности больше времени пойти проголосовать, то в городах у людей высокая загруженность", – говорит Ашимбаев.
По мнению Ассоль Мирмановой, некоторые граждане сознательно игнорируют выборы.
"Алматы традиционно показывает самую низкую явку, являясь по сути, наиболее протестным городом, особенно после переноса столицы на север. Однако, низкая явка в Астане – около половины от общего числа избирателей, это уже показательно. Потому что Астана целиком и полностью состоялась высоким уровнем жизни благодаря государственным решениям первого и нынешнего президентов. Конечно, можно интерпретировать низкую явку как недоработку акима, но, на мой взгляд, это больше показатель свободы выбора граждан", – говорит она.
Она отмечает, что больше интригуют высокие показатели явки в регионах, "где граждане, видимо, еще не отвыкли от рапортно-палочной системы".
"В этих выборах однозначно не было какого-то задора и накала страстей, но в свете творящегося хаоса вокруг – может, оно и к лучшему. К большому сожалению, нам объем испытаний еще только предстоит", – заключила Ассоль Мирманова.
Напомним, в сентябре президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил провести выборы в парламент и маслихаты в первой половине 2023 года. По словам Касым-Жомарта Токаева, с 2023 года будет осуществлена перезагрузка и обновление всех основных политических институтов президента, парламента и правительства.
Внеочередные выборы президента Казахстана - 2022
В своем июньском интервью телеканалу "Россия 24" Токаев сообщил, что выборы в нижнюю палату будут проходить по совершенно новым правилам: 70% – это пропорциональная система, так называемые партийные списки, и 30% – мажоритарная система – по одномандатным округам.
В воскресенье, выступая перед журналистами президент пообещал в случае победы на выборах выступить со специальным заявлением о сроках проведения парламентских выборов в стране. Многие эксперты ожидают, что предстоящие парламентские выборы будут непредсказуемыми и интересными.