Три тонны масла
В начале декабря 1993 года 35-летний Анатолий Полоз, замдиректора павлодарского малого предприятия, занимавшегося торгово-закупочной деятельностью, познакомился с Муратом Назаровым, директором маслозавода одного из райцентров области.
При этом, павлодарец договорился с сельчанином о продаже ему трех тонн сливочного масла по 10 тенге за килограмм. После того, как ударили по рукам, Полоз у себя, в областном центре, дал объявление в газете о реализации этого продукта. К нему сразу же приехал предприниматель Мациев, который согласился закупить две тонны сливочного масла по 15 тенге за килограмм. И вскоре передал Полозу 30 000 тенге.
С этими деньгами в картонной коробке Анатолий, на автомашине своего знакомого, приехал в райцентр и передал их директору маслозавода.
Они были тогда для районного предприятия очень кстати, поскольку в кассе не хватало налички для выдачи зарплаты работникам.
Назаров из этих денег сдал в кассу завода 10 000 тенге, приказав отпустить за них тонну масла. Вторую обещал попозже, потому что такого количества продукта на заводе тогда не было.
Полученное масло Полоз передал Мациеву, пообещав в ближайшее время доставить оставшуюся часть.
После этого предприниматель и директор маслозавода подружились. Назаров даже попросил своего нового знакомого купить ему в городе женскую норковую шапку для своей снохи, что тот и сделал, даже не взяв с сельчанина деньги за покупку.
Но Полоз не предполагал, что на этом его сделка с заводом неожиданно завершится.
Время шло, а Назаров не торопился рассчитываться. Анатолий почти каждый день звонил ему, но директор отвечал, что масла в наличии нет.
В то же время Мациев, получивший от Полоза только половину своего заказа, стал требовать от предпринимателя выполнения его до конца. Тем более, что он за товар уже полностью рассчитался.
Как расскажет потом Анатолий, к нему стали приходить парни, которые угрожали расправой предпринимателю и его семье. А потом поставили на "счетчик", требуя с него за каждый день просрочки семь тысяч тенге.
"Хотел только попугать"
Наконец, директор маслозавода сам позвонил Полозу и сказал, что ждет его. Однако в это время Анатолий, как назло, заболел и приехать не смог. Договорился со знакомым водителем выехать через неделю.
Вместе с ними отправились еще два его павлодарских знакомых, которым он обещал продать тонну масла.
Но Полоз, все-таки, сомневался, что директор с ним рассчитается. Поэтому взял из дома литровую стеклянную банку, попросив водителя по прибытии на место наполнить ее бензином. По его словам, он просто хотел попугать Назарова, чтобы тот отдал оплаченную продукцию.
Когда приехали на маслозавод, Анатолий попросил всех остаться в машине и пошел к директору один. По дороге он встретил мастера, которая удивилась, узнав, что он приехал за маслом, потому что этого продукта на складе не было.
Все еще на что-то надеясь, Полоз пошёл в контору предприятия.
Но чуда не случилось. Назаров заявил, что масла на реализацию сейчас нет.
Павлодарец разозлился и стал упрекать директора в том, что тот не подождал его, а продал масло кому-то другому. И заявил, что даже полученная им тонна этого продукта оказалась плохого качества.
Мурат Назаров стал доказывать, что масло было свежее. В ответ разъяренный гость заявил, что подожжет хозяина кабинета, повернулся и ушел.
Назаров не воспринял эту угрозу всерьез. И, как оказалось, зря.
Вскоре Полоз вернулся в его кабинет со стеклянной банкой, наполненной какой-то жидкостью.
- Значит, не отдашь масло? - снова повторил он свой вопрос.
- Нет, - ответил директор. - А, что это ты принес? - в свою очередь, поинтересовался он.
- Бензин, - ответил Полоз. - И сейчас тебе будет жарко.
Живой факел
После этих слов он плеснул жидкостью из банки на стол и сидевшего за ним Назарова и чиркнул появившейся в его руке зажигалкой.
Пламя тотчас же охватило стол и его хозяина. Оно опалило директору лицо и руки, загорелась одежда.
Испугавшийся гость сбросил с себя куртку и начал тушить своего визави. На шум прибежали водитель Полоза и работники завода. Они вытащили горевшего руководителя на улицу, где пламя на нем затушили снегом. Также, с помощью снега, справились с горевшим столом. Лицо и руки у Назарова были красными.
Тем не менее, после этого, они с Анатолием вернулись в кабинет, где скандал продолжился. Полоз кричал, что директор его подставил, что друзья Мациева порубили у него дома всю мебель, и он натравит их на Назарова.
Вскоре приехали сотрудники милиции, вызванные одним из работников предприятия, и задержали павлодарца.
Потерпевшему предлагали вызвать медиков, но он отказался. Сын привез его домой, жена стала лечить ожоги домашними средствами, но ночью директору стало плохо. Скорая помощь увезла его в больницу. Через несколько часов он скончался.
Как покажет судмедэкспертиза, причинами смерти Мурата Назарова стали тяжелые ожоги 30 процентов тела и верхних дыхательных путей. Последний вызвал отек гортани.
К тому же он поздно обратился к медикам и, соответственно, его с опозданием начали лечить. Все эти обстоятельства и привели к летальному исходу.
10 лет – один ответ
В судебном заседании Анатолий Полоз виновным себя не признал и заявил, что хотел лишь попугать директора. И возгорание произошло случайно, потому что Назаров, желая узнать, что в банке, обеими руками потянул ее на себя. При этом бензин выплеснулся на стол и на хозяина кабинета. А вспыхнуло все от горящей сигареты, которую Полоз держал в руке. Никакой зажигалки у него не было, он пользуется спичками.
Однако, эта версия не нашла своего подтверждения в суде. По той причине, что пострадавшего Назарова, еще живого, успели опросить сотрудники милиции, и он в своем рассказе нарисовал совершенно другую картину.
К тому же, приехавшие с Морозом предприниматели подтвердили, что в дороге Анатолий курил и пользовался при этом зажигалкой. И работники маслозавода, помогавшие тушить возгорание, видели зажигалку в руке предпринимателя.
В тоже время, судебная коллегия опровергла утверждение следствия, что Полоз пытался шантажировать Мурата Назарова и вымогал у него масло. Поскольку, все свидетели подтверждали, что предприниматель заплатил за это масло и ждал его поставки. Другое дело, что на заводе были перебои с молоком, поэтому масло не вырабатывалось, и Назаров не мог рассчитаться. То есть, преступление не было совершено из корыстных целей.
Тем не менее, судебная коллегия квалифицировала действия подсудимого, как умышленное убийство, совершенное с особой жестокостью. Потому что Полоз понимал, чем может грозить возгорание бензина, какие муки при этом будет испытывать горящий человек, и какие могут быть последствия.
В качестве смягчающих ответственность обстоятельств были признаны положительная характеристика предпринимателя с работы, наличие на его иждивении трех несовершеннолетних детей и раскаяние в содеянном.
По приговору суда Анатолий Полоз получил 10 лет лишения свободы в ИТК строгого режима.
Так печально для обоих участников закончилась эта "масляная" трагедия.
(Имена и фамилии изменены)