АЛМАТЫ, 22 сен — Sputnik. Сформировать перечень профессий, по которым нужно будет получать признание профессиональной квалификации, планируется в Казахстане.
Получить сертификат о профквалификации казахстанцы смогут в центрах сертификации.
Нормы предусмотрены в проектах законов "О профессиональных квалификациях", "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам профессиональных квалификаций", которые сегодня презентовали в мажилисе Казахстана.
"По регулируемым профессиям, таким как врачи, финансовые аудиторы и другие, возможность осуществлять профессиональную деятельность без сертификата будет ограничена. По иным профессиям выпускники и работники могут добровольно подтвердить свою квалификацию для большей востребованности со стороны работодателей", – отметил, представляя законопроект, вице-министр труда и социальной защиты населения Олжас Ордабаев.
По его словам, казахстанцы смогут получить документ, подтверждающий наличие профквалификации в соответствующих центрах, и использовать этот документ при трудоустройстве наравне с дипломом об образовании, если это предусмотрено профстандартом.
Законопроект также устанавливает возможность признания самостоятельно освоенных навыков, а также результатов неформального и информального образования.
"В самом профстандарте будет указано, для каких квалификаций будет достаточно высшего образования, для каких - подтверждение через центры сертификаций. Профстандарт будет основой для образовательных программ", – добавил вице-министр.
Кто будет аккредитовывать центры сертификации
"Сейчас при "Атамекене" действует реестр центров сертификации, там 28 организаций сейчас присутствует. Безусловно, если, скажем, значимость и весомость этого сертификата растет, то и требования к сертификационным центрам будут расти. Сейчас в рамках этого законопроекта закреплено так, что Минтруда будет вырабатывать правила и требования проведения аккредитации, НПП "Атамекен" по этим правилам будет проводить аккредитацию", – сказал вице-министр.
Он добавил, что работники и работодатели будут иметь доступ к системам проверки номера, срока, места получения сертификата.
"Почему именно "Атамекен" является органом, который будет выдавать аттестации этим центрам сертификаций? Почему эта ответственность не возложена на министерство труда? У нас сейчас "Атамекену" дается все подряд. Вчера мы только обсуждали Налоговый кодекс, понятие "добросовестности" или "добропорядочности" тоже через "Атамекен". Палата скоро станет отдельным министерством", – спросила депутат Дания Еспаева.
Ордабаев ответил, у Минтруда нет компетенции по проведению аккредитации. Поэтому министерство решило "идти по тому пути, где уже сейчас эта компетенция сформирована, только будут усилены требования и модернизируют действующий механизм".
"Мы исходили из того, что на сегодняшний день у палаты предпринимателей этот функционал есть. Он присутствует в статье 13 Закона "О национальной палате предпринимателей", где за ними зафиксированы компетенция по сертификации персонала. Они его делегирует организациям, которые входят в их реестр, которые соответствуют их требованиям", – ответил вице-министр.
Ордабаев уточнил, что в действующей концепции законопроекта эта компетенция закреплена за "Атамекеном", но в рамках рабочей группы можно рассматривать разные варианты.
Кому положены ваучеры для подтверждения квалификации
Для подтверждения квалификации нужно будет получить ваучер, их раздадут бесплатно безработным и людям с востребованными специальностями.
"Для стартового года мы закладываем 1 000 ваучеров, они будут распределены по востребованным профессиям. Касательно возвратности: если человек начал проходить эту сертификацию, но не смог пройти, возможно, навыков не хватило, тогда возврат не осуществляется. Если человек взял ваучер, но не пришел к центру сертификации, то ваучер не будет активирован", – пояснил Олжас Ордабаев.
По данным Минтруда, один ваучер по техническим специальностям обойдется для государства 13 МРП (39 819 тенге), по гуманитарным специальностям – 9 МРП (27 567 тенге).