АЛМАТЫ, 13 сен — Sputnik. В Алматы на базе Казахского национального университета имени Аль-Фараби дан старт первому учебному году филиала российского Национального исследовательского ядерного университета МИФИ.
О том, как будут готовить кадры для казахстанской атомной энергетики и не только, в эксклюзивном интервью Sputnik Казахстан рассказал ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко.
- В Казахстане открылся филиал МИФИ. Событие, которого очень долго ждали. Хотелось бы узнать, как все будет устроено, сколько специалистов будут выпускать в каждый поток? Разговоры об этом шли давно. Почему именно сейчас?
- Действительно, все произошло очень быстро. Старт этому процессу был положен 10 февраля на встрече президентов Путина и Токаева. Было принято решение открыть филиалы ведущих технических университетов Российской Федерации в Республике Казахстан. А дальше у нас была большая предварительная работа с министерством (науки) Республики Казахстан, с соответствующей межправительственной комиссией.
1 июня я и ректор университета имени Аль-Фараби (КазНУ) Жансеит Туймебаев подписали соглашение об открытии филиала. Мы получили все необходимые лицензии, начали приемную кампанию, набрали студентов. И сегодня для нас, действительно, очень приятный и важный день – 16-й филиал Национального исследовательского ядерного университета МИФИ начинает свою работу в городе Алматы.
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Мы в этом году получили 100 грантов министерства науки и образования Казахстана: 70 - для бакалавриата и 30 - для магистратуры. Магистерские позиции у нас все уже заняты, на бакалавров заняты две трети, и сейчас идет волна донабора. К 1 октября, когда начнутся занятия в филиале, мы приступим к ним в полном составе.
- Учитывая серьезность отрасли атомной энергетики, точность научных подходов, понятно, что отбор в вуз, в том числе и в филиалы, требует от абитуриентов особенной подготовки. Какие требования к ним предъявляются?
- Есть и неформальный ответ на ваш вопрос, и он заключается в тех свойствах, в тех личностных качествах абитуриента, которые не меряются баллами по каким-то методикам. Это желание учиться. Желание становиться настоящим профессионалом, отвечающим за свои действия и понимающим, что он делает.
Высокие требования в атомной отрасли, с которой исторически связан наш университет, всегда были основаны на двух китах – профессионализме и ответственности. И, конечно, нам очень важно, чтобы абитуриенты разделяли эту известную мысль Дзигоро Кано: "Не важно, будешь ли ты лучше кого-то. Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера". Ценно, чтобы абитуриенты были ориентированы на постоянное развитие и самосовершенствование.
- Кто будет готовить казахстанских специалистов? Это будут преподаватели исключительно из России? Или все-таки у нас в Казахстане есть специалисты, которые по знаниям и методам преподавания соответствуют высокой планке МИФИ. И их тоже будут привлекать?
- Конечно, у нас будет сочетание специалистов и университета имени Аль-Фараби, и Института ядерной физики, которые будут преподавать, и специалистов с нашей московской площадки и из других филиалов нашей сети, которые будут сюда приезжать. Какая-то часть учебной нагрузки будет проходить в смешанном, дистанционно, очном формате.
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Мы исходим из того, что каждый студент нашей филиальной сети, в том числе студенты филиала в Казахстане, имел возможность полноценного доступа ко всему тому образовательному и методическому контенту, который есть у любого студента любого другого филиала и у любого студента центральной площадки. И только от студентов зависит, насколько они смогут это воспринять и усвоить.
- Материально-техническая база – пожалуй, один из основных аспектов подготовки будущих специалистов. Как с этим обстоит ситуация в казахстанском филиале?
- Нам выделили отдельный блок на третьем этаже физического факультета, проведены ремонты в аудиториях, которые оснащены мебелью, необходимой оргтехникой. Госкорпорация "Росатом", которой я также хочу выразить слова благодарности, нам предоставила для открытия шесть высокоуровневых плазменных панелей для проведения занятий, в том числе и дистанционно. Ну и, конечно, мы будем материально-техническую базу наращивать и в тех случаях, когда студентам будет необходимо проходить практику на базе каких-то инфраструктурных объектов, которых в университете нет.
Я рассчитываю на помощь наших коллег и друзей из Института ядерной физики, а также из других организаций – "Казатомпрома", "Росатома".
Филиал национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" открылся в Алматы
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Наши студенты в Москве, начиная уже с третьего семестра, в большинстве своем уже имеют индивидуальные учебные планы. Часть занятий и практикумов они проходят в тех точках, где есть соответствующее оборудование и компетенции.
- Насколько мне известно, МИФИ готовит специалистов для работы не только на атомных электростанциях, но и по другим направлениям. По каким направлениям будет вестись подготовка здесь, в Казахстане?
- Действительно, несмотря на нашу тесную связь с атомной отраслью, палитра устройства наших выпускников госкорпорацией "Росатом" совершенно не исчерпывается. Мы сотрудничаем с большим количеством других компаний. Ряд наших выпускников ступает на путь технологического предпринимательства и основывает свои компании.
Но если говорить конкретно о казахстанском филиале, то мы начинаем подготовку по двум направлениям. Одно направление связано с такой, более фундаментальной физикой – это физика астрономии, физика элементарных частиц. 14-я группа – так называемая ядерной специальности, но непосредственно не затрагивающая ядерно-энергетический блок. Это у нас в планах на следующий год, на развитие.
А второй блок – это высокопроизводительное вычисление, информационная безопасность. Это тоже, скажем так, конек нашей подготовки и на московской площадке. И здесь мы готовим универсальных специалистов, которые могут работать не только в структурах атомной промышленности в Казахстане или корпорации "Росатом" и других компаниях, но и в широком спектре других направлений рынка труда.
Филиал национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" открылся в Алматы
© Sputnik/Ертай Сарбасов
- Недавно в Казахстане было принято решение о строительстве атомной электростанции. Сейчас изучается опыт разных стран. Тем не менее мы часто слышим выступления противников строительства АЭС в стране. Вспоминают Чернобыль и Фукусиму, говорят, что это небезопасно. Насколько сейчас современная атомная энергетика безопасна?
- Я убежден, что атомная энергетика для Казахстана конкретно и для мирового энергобаланса в целом в настоящий момент является безальтернативной компонентой. Никто не говорит, что вся энергетика должна быть атомной. Это и невозможно. Но ясно и другое, что полный отказ от атомной энергетики на сегодняшний день привел бы к совершенно катастрофическим последствиям для ряда стран. В том числе и для таких стран, как Франция, где подавляющее большинство электроэнергии вырабатывается на атомных реакторах.
Если же говорить о безопасности, то здесь есть несколько аспектов. Насколько атомная энергетика является экологически безопасной? Здесь вы знаете, что есть соответствующее решение Европейской комиссии этого года по признанию атомной энергетики "зеленой" и приданию ей соответствующего статуса. На самом деле атомная энергетика отличается от всех других видов генерации, за исключением, возможно, гидрогенерации, тем обстоятельством, что в процессе функционирования не выделяется парниковых газов и нет проблем, связанных с эмиссией оксидов углерода с соответствующими последствиями для изменения климата.
Если же говорить о технологическом аспекте, то, конечно, уроки Чернобыля и Фукусимы не прошли даром. И современные реакторы с точки зрения безопасности и их возможности противостоять контролируемым и неконтролируемым воздействиям - вплоть до гипотетического падения на них пассажирского самолета или природных катаклизмов, как это было в Японии - находятся на совершенно другом уровне безопасности, который был, к примеру, у чернобыльского реактора.
Филиал национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" открылся в Алматы
© Sputnik/Ертай Сарбасов
Но вообще все познается в сравнении. И если мы посмотрим на общий объем жертв и последствий катастроф на предприятиях, скажем, химической промышленности, я уж не говорю про автомобильные аварии с жертвами, то, уверяю вас, их число сильно превысит то, что принесла чернобыльская авария или Фукусима.
В сравнительном балансе атомная энергетика является одной из самых безопасных, высокотехнологичных отраслей, которыми занималось человечество.
- В завершение у меня еще один вопрос, касающийся строительства АЭС в Казахстане. Понятно, что это займет не один год. К тому времени, когда АЭС появится в Казахстане, достаточно ли у нас будет своих специалистов? Сможет ли филиал МИФИ подготовить такое число кадров?
- Вообще эти процессы всегда идут параллельно. Я со своей стороны считаю, что наличие такого мощного источника дешевой экологически чистой энергии является чрезвычайно важным для развития казахстанской экономики, промышленности Казахстана. Конечно, это решение должно принимать правительство, президент Казахстана. И здесь ваше замечание о том, что это процесс непростой, требующий увязки большого количества разных факторов, совершенно справедливо.
Но мы как образовательный партнер госкорпорации "Росатом", как университет, исходим из того, что мы не должны следовать за госкорпорацией, а должны идти впереди нее. И к тому моменту, когда такое решение (строительство АЭС) будет принято, в том формате, в котором оно будет принято, мы уже должны быть готовы, в том числе с точки зрения подготовки кадров.
Стать руководителем атомной станции нельзя, назначившись со стороны. Человек должен пройти все ступени на станции – есть такая этика в атомной отрасли, и в том числе это залог той безопасности, которая на этих объектах достигается. И мы точно знаем, что наши выпускники найдут себе работу.
Будет ли это работа в структуре существующего "Казатомпрома", будет ли она на сооружающейся станции или она будет в каких-то других структурах, связанных с атомной энергией, может, в международных проектах - этот вопрос сейчас обсуждать преждевременно. Мы готовим специалистов, которые будут востребованы везде.
МИФИ: история создания
Нынешний Научно-исследовательский ядерный университет МИФИ был образован в 1942 году и назывался Московским механическим институтом боеприпасов. В 1953 году получил название Московский инженерно-физический институт (МИФИ).
Новый этап развития университета начался в 2008 году, когда вуз был переименован в Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ. В филиале НИЯУ МИФИ казахстанские студенты смогут пройти обучение по двум программам бакалавриата: "Защищенные высокопроизводительные вычислительные системы" и "Физика элементарных частиц и космофизика".
Также ведется обучение по магистерской программе в области компьютерной безопасности - "Защищенные высокопроизводительные вычислительные системы и технологии".