АЛМАТЫ, 24 июн — Sputnik. Во многих странах мира действует трехуровневая модель подготовки специалистов: бакалавр – магистр – доктор PhD, согласно Болонскому процессу. Казахстан официально присоединился к нему в марте 2010 года, чтобы казахстанские дипломы признавались в Европе.
Магистратура – это следующая ступень после бакалавриата, которая дает возможность начать управленческую карьеру, более выгодные условия труда и зарплату по сравнению со степенью бакалавра. Среди людей бытует мнение, что в магистратуру нужно идти только в том случае, если вы хотите заниматься научной и преподавательской деятельностью. Корреспондент Sputnik Казахстан обратилась к экспертам, которые рассказали, что дает магистратура, и всем ли нужно получать степень магистра.
Президент Ассоциации высших учебных заведений Рахман Алшанов отмечает, что с появлением разных видов работ, требующих определенные знания, меняются и требования к специалистам. В начале было необходимо ликвидировать безграмотность, чтобы все могли читать и писать, этого было достаточно. Потом появилось начальное образование, с появлением новых профессий было обязательным 7-классное образование. Таким образом, требования росли.
"Дело в том, что сейчас технологии быстро меняются, особенно в области информационных технологий чуть ли не каждые четыре месяца появляются новые знания. Для того, чтобы осваивать и выполнять ту или иную работу, нужна квалификация. Эти квалификации должны присваиваться по прохождению обучения: вы получаете определенный уровень знаний, который вам позволяет выполнить более сложную работу. Например, бухгалтер может быть просто счетоводом, также есть бухгалтеры-специалисты, аудиторы, которые должны знать все тонкости, нюансы, уметь анализировать и проверять. Поэтому степень бакалавра считается в мире неполным образованием, степень магистра дополняет. Раньше была аспирантура и специальная подготовка. Сегодня магистратура восполняет бывшую аспирантуру и бывший специалитет, то есть 5-й курс, где проходили дополнительное обучение и практику в производстве", – объясняет Рахман Алшанов.
"Мы направляли выпускников технических вузов по специальности "нефтепереработка" в зарубежные компании, филиалы которых работают в Казахстане. Если 40 человек поехали, то не все прошли. Спрашиваем: "В чем дело?". Руководитель проекта рассказала, что в производстве используется уникальное оборудование, стоящее 2 млн долларов, а выпускники говорили, что у них не было практики. Где они могли пройти практику? Такого оборудования на казахстанских предприятиях нет, тем более в вузах. Это означает, что возросли требования к специалистам, к знаниям, которыми они должны владеть", - добавил Алшанов.
В качестве примера он приводит одну из своих рабочих поездок в Турцию, где познакомился с преподавателем ветеринарной психологии. Он объясняет, что у каждого животного свой характер, поэтому им нужен не просто психолог, а ветеринарный психолог. Жизнь требует новых подходов, а на бакалавриате эти специальные знания не получишь – нужна магистратура.
Почему магистры переходят из вузов в школы
По его словам, в связи с ростом уровня знания в школах, выросли и требования к преподавателям. Часть дисциплин, которую раньше проходили в вузах, сейчас изучают в школах.
"Поэтому для преподавания дисциплин в школах нужны специалисты более высокого уровня – магистры. Многие магистры переходят из вузов в школы, потому что в школах они получают от 500 до 700 тысяч тенге. Преподаватели, профессора во многих вузах не получают столько, сколько получают магистры в школе. Это делается для стимулирования, с другой стороны, чтобы уровень преподавания в школах вырос", – говорит он.
Рахман Алшанов рассказывает, что в Южной Корее ежегодно 59 тысяч человек получают степень PhD. Он уверен, что если мы хотим построить инновационную экономику, то бакалавриат с этим не справится.
"В бакалавриате вы получаете базу, а дальше начинаете специализироваться. Магистратура необходима, если мы хотим двигаться дальше. Есть профильная магистратура для специальных работ, для менеджеров, руководителей компаний, юристов. Можно просто не ходить в школу, и подметать улицу, у вас никто не потребует диплом. Но если хотите расти, освоить специальность, новый уровень знаний, проходить конкурсы и занимать должность, тогда надо учиться", – резюмировал Рахман Алшанов.
Такого же мнения придерживается заместитель директора PhD-программ университета Нархоз, кандидат исторических наук Андрей Шенин.
"Магистратура – второй этап в структуре Болонской системы. Прежде всего, вы должны понимать, что обучение разделено на три ступени не просто так – бакалавриат дает навыки для работы, магистратура – уже подразумевает, что выпускник сможет применять знания в качестве руководителя, а докторантура – позволяет разрабатывать стратегии и проводить исследования в выбранной области. Это в идеале", – говорит Андрей Шенин.
Магистратура позволяет скорректировать профессиональные интересы
По его мнению, магистратура позволяет скорректировать свои интересы и выбрать ту сферу, в которой вы заинтересованы.
"На практике магистратура по сравнению с системой "специалитета – аспирантуры" обладает одним важным преимуществом – позволяет скорректировать свои интересы и выбрать сферу, которой студент мог заинтересоваться на 3-м или 4-м курсе. В остальном это такой же процесс обучения, но более сфокусированный, более специализированный, чуть более профессиональный, поскольку даже образовательные программы для магистратуры разрабатываются с учетом развития навыков, полученных на бакалавриате. Они не должны повторяться. Дополнительно можно сказать про магистерскую диссертацию, которая отличается более высокими требованиями по сравнению с бакалавриатом, и уровень преподавателей, которые имеют дело с уже сформированными личностями", – считает Андрей Шенин.
Он также рассказал о степенях ЕМВА, МВА. Они предполагают изучение базовых дисциплин в области профессионального управления.
"Если же взять специализированные МВА или ЕМВА программы – то это совсем отдельная сфера для тех, кто хочет серьезно повысить свои квалификации в узкой конкретной сфере. Это наиболее "денежное", но и требовательное к качеству и репутации направление", – сказал он.
Напомним, 10 июня в Казахстане стартовал прием заявок на участие в комплексном тестировании для поступления в магистратуру. Регистрация будет проходить до 15 июля 2022 года.
В этом году проходной балл для поступления в научно-педагогическую магистратуру составляет 75 баллов, для поступления в профильную магистратуру – 50 баллов.