Воскрешение иконы: рассказ реставратора в преддверии необычной выставки в Алматы

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
НУР-СУЛТАН, 18 июн – Sputnik. Выставка древнерусского искусства состоится в июле в Государственном Музее искусств имени Абылхана Кастеева в Алматы.
Ожидается, что на выставке продемонстрируют десятки старинных икон и других предметов культа XVIII-XIX веков из собрания Казахстанского митрополичьего округа, сообщает "Агентство православных новостей".
Многие иконы пережили время гонений на церковь: их прятали в подвалах, на чердаках, или же использовали в качестве предметов быта. Поэтому многие из них повреждены и утратили свой первоначальный облик.
Чем старше икона, тем проще ее реставрировать
Своих специалистов для подобной реставрации в Казахстане нет. Поэтому для подготовки экспонатов в Алматы приезжают российские профессионалы, которые способны подарить иконе новую жизнь и показать ее облик, потускневший со временем.
Реставратор Владимир Бурбицкий рассказал о тонкостях реставрационной работы, о секретах и трудностях профессии.
Говоря о предстоящей выставке, он отметил, что работать приходится в авральном режиме, так как командировка не может длиться несколько месяцев.
Реставратор Владимир Бурбицкий

Чем старше, тем лучше

По словам Бурбицкого, при восстановлении икон отмечается такой парадокс: чем старше икона, тем проще ее реставрировать. И зачастую они находятся в лучшем состоянии, чем иконы позднего периода.
"Есть такой нюанс: в XV, XVI, XVII веке очень жестко соблюдались технологии. А уже в XIX веке иконописцы и художники начали делать кто во что горазд. Начали ставить эксперименты, порой не очень удачные. И это, конечно, сказывается на сохранности живописи. Кстати, на ранних иконах, XV-XVI века, в основном не принято делать восполнение утраты. Они настолько уже архаичный памятник, что их принято хранить в том виде, в котором они до нас дошли", - говорит реставратор.
Конечная задача реставратора – сохранить произведение и привести его в экспозиционный вид, так, чтобы произведение смотрелось цельно, чтобы зритель мог его воспринимать.
Конечная задача реставратора – сохранить произведение и привести его в экспозиционный вид, так, чтобы произведение смотрелось цельно

Памятник нуждается в реставрации каждые четверть века

Бурбицкий говорит, что каждый памятник искусства нуждается в реставрации каждые 25 лет. При этом современным памятникам она требуется гораздо чаще - некоторым ввиду технологических особенностей - каждые два года.
"Враги" реставратора – это условия хранения произведения и плохие коллеги.
"Устранение последствий работы непрофессиональных реставраторов, неудачные реставрации прошлого, когда агрессивные растворители и варварские пересадки с одной основы на другую повреждали красочные слои, а "художники-реставраторы" "переписывали" картины, вмешиваясь в авторский замысел", - описал проблему Бурбицкий.
Каждый памятник искусства нуждается в реставрации каждые 25 лет

Кто не сможет работать реставратором?

По его словам, работа реставратора очень кропотливая, и не все смогут трудиться на этом поприще.
"Людям с сильным темпераментом будет сложно работать реставратором. И не зря профессия называется "художник-реставратор": человек должен быть творческим, должен хорошо разбираться и в живописи, и в иконописи, и в монументальной живописи, уметь повторять художественные приемы", - говорит Бурбицкий.

Замысел автора – самое важное

Реставратор не должен переносить свое творчество на реставрируемое произведение, потому что этим можно уничтожить оригинал.
"Надо уметь ставить себя в рамки. Профессиональных реставраторов учат правильному отношению к памятнику: нельзя его видоизменять, нельзя привносить в него какие-то свои авторские черты. Спасая произведение, даже сильно утраченное, надо максимально сохранить задумку автора, нельзя в нее вторгаться", - предупреждает он.
Работа реставратора очень кропотливая, и не все смогут трудиться на этом поприще