НУР-СУЛТАН, 17 июн — Sputnik. Министерство внутренних дел предупреждает об участившихся фактах интернет-мошенничества и просит соблюдать меры предосторожности.
Подмена телефонных номеров
Зарегистрированы мошенничества, когда на сотовые телефоны граждан звонят так называемые представители банка или полиции сообщают о несанкционированном переводе с карточки клиента банка.
Форма патрульных полицейских
© Sputnik / Абзал Калиев
Для блокирования незаконной операции предлагается уточнить данные его пластиковой карты, в частности номер карты и CVV-код, указанный на обратной стороне. В дальнейшем полученные данные о карте в действительности используются для проведения несанкционированных денежных переводов с карточного счета либо депозита пользователя.
В ряде случаев граждан убеждали снять свои деньги с депозитов и внести их на так называемый "страховой счет". Зарегистрированы факты, когда граждане закладывали либо продавали свое имущество, так как им сообщали о попытках оформления займа. Вырученные деньги добровольно переводились на указанные мошенниками счета.
Невысокая цена
Как правило, мошенники привлекают своих жертв невысокой ценой на реализуемое имущество либо предлагаемую услугу, объясняя срочностью, низкой закупочной ценой, распродажей остатков.
Покупателей просят внести предоплату либо полную оплату путем перевода денег на электронный кошелек или банковскую карту.
В течение нескольких дней "продавец" обещает скорую доставку товара, а после чего бесследно исчезает. Как правило, при совершении таких мошенничеств используются системы электронных платежей, а также банковские платежные карты, оформленные на третьих лиц.
Управление счетами
Мнимые покупатели осуществляют звонки по размещенным объявлениям под предлогом покупки товаров. В ходе разговора "покупатель" договаривается о покупке и предлагает принять задаток в качестве гарантии того, что товар не будет продан другому лицу.
Банковские карточки в руке, архивное фото
© Sputnik
Для перечисления предлагается сообщить номер пластиковой карты. Через некоторое время вновь звонят жертве и просят сообщить код, поступивший на телефон в виде SMS-оповещения, который якобы нужен для перечисления денег. Либо просят гражданина пройти до ближайшего банкомата и произвести действия с картой, которые они будут диктовать.
На самом деле, код необходим мошенникам для подключения интернет-банкинга, то есть управления счетом.
Покупка жилья либо авто
Мошенники размещают объявление о продаже квартиры, автомашины, указывая низкую стоимость. Обычно покупатель не может дозвониться на указанный абонентский номер (либо в объявлении указывается контактный номер мессенджера).
В ходе переписки мошенник поясняет, что находится в другом городе либо за рубежом. В качестве гарантии наличия денег просит открыть счет в международной платежной системе на себя или родственника и перечислить туда согласованную сумму.
Будучи уверенными в том, что никто без ведома владельца счета не сможет снять деньги, доверчивые покупатели переводят деньги и отправляют фото чека мошеннику.
Уловка состоит в том, что преступник получал номер платежа, а деньги снимал по поддельным документам на имя владельца счета.
Ложные сайты и сайты-двойники
Мошенники создают ложный интернет-магазин либо аналог известных сайтов, в котором указывают способы оплаты за товар либо услугу. Достаточно сложно определить, является ли сайт достоверным.
Для того чтобы выбрать интересующий товар покупатель попадает в магазин "виртуально" и конечно, неизвестно, есть ли указанный товар в реальности, а также насколько заявленные характеристики и фотографии соответствуют действительности.
Покупки через интернет, фото из архива
© AP Photo / Wilfredo Lee
При покупке товаров через интернет часто предполагается полная или частичная предоплата. Получается, что все перечисленные деньги попадают на счет владельца магазина, который получив предоплату, может попросту не выслать товар, или выслать ненадлежащего качества или другого типа.
Кроме того, интернет-ресурсы могут быть зарегистрированы с помощью зарубежных сайтов, предоставляющих услуги анонимизации, что в ряде случаев затрудняет получение достоверных сведений о мошенниках.
На благое дело
Обычно от рук мошенников страдают родственники нуждающихся либо тяжелобольных людей, которые посредством социальных сетей интернет осуществляют сбор денежных средств. Воспользовавшись данной ситуацией, мошенники от лица якобы "волонтеров" предлагают денежную помощь, собранную по объявлению потерпевших.
Для перечисления денежных средств просят передать им реквизиты карточных счетов либо заполнить анкету, в которой также необходимо указать персональные данные и реквизиты счетов. После получения необходимой информации, мошенники опустошают карточные счета.
"Раскрутка" денег
На сайтах, социальных сетях размещаются объявления якобы о гарантированном вложении денег в прибыльное дело, обещают высокие ежемесячные дивиденды.
Калькулятор, графики, расчеты
© Photo : Pixabay / TheDigitalWay
Обычно деньги просят перечислить на Qiwi-кошелек либо другую платежную систему. Для убедительности и привлечения других жертв первое время могут выплачиваться небольшие суммы.
Как правило, первые выплаты производятся за счет других жертв мошенничества. После накопления большой суммы мошенник прекращает выплаты.
Меры предосторожности от интернет-мошенников:
проверяйте информацию об интернет-магазине из других источников, почитайте отзывы;
не производите предоплату за товар, договаривайтесь об оплате после получения товара, просите оформить отправку почтой с наложенным платежом или запросите расчет наличными с курьером;
проверяйте работу формы для обратной связи или отзывов, попробуйте оставить свой комментарий или отзыв (он должен быть опубликован и виден другим пользователям);
интернет-магазин должен иметь статус юридического лица, на сайте должна быть указана информация об организационно-правовой форме лица, его реквизиты;
желательно получить от продавца фотоизображение товара с разных ракурсов, либо осуществить видеозвонок;
не осуществляйте переводы по сомнительным сделкам, не вкладывайте в сомнительное, но прибыльное дело, которое предлагают незнакомые лица;
регулярно производите смену паролей, которые должны быть сложными;
подключите все системы безопасности, которые существуют в платежных системах: СМС-подтверждения, контроль IP-адреса, 3D-secure;
помните, что банки и платежные системы никогда не присылают писем и не звонят на телефоны своих клиентов с просьбой предоставить им данные счетов;
никому не передавать СМС-коды подтверждений, приходящие с банка, так как они могут быть использованы мошенниками для подключения интернет-банкинга.