Фото

Память в "цифре": как хранят 100-летние кинокадры и записи кюев в Казахстане - фото

Самому старому документу, хранящемуся в Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписи Казахстана, более 130 лет
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
При этом сам архив был создан только весной 1941 года, тогда он был научно-исследовательским учреждением и находился в ведении архивного отдела НКВД КазССР. Фонд архива пополнялся и пополняется кинофонофотодокументами, имеющими политическое, историческое и культурное значение. Свое нынешнее наименование архив носит с января 1992 года, после обретения Казахстаном независимости.
Корреспонденты Sputnik Казахстан побывали в архиве и увидели, как получают, оцифровывают, хранят и реставрируют документы, которые фиксируют историю государства и общества.
Аудиокассеты и магнитные ленты, кинопленки, фотографии и видео поступают в отдел комплектования и ведомственных архивов.

Остановись, мгновенье!

Руководитель отдела Шара Есенгазиева листает фотоальбом из частной коллекции, посвященный Театру юного зрителя имени Натальи Сац.
Руководитель отдела комплектования и ведомственных архивов Шара Есенгазиева листает фотоальбом из частной коллекции, посвященный Театру юного зрителя имени Натальи Сац. По ее словам, фотоальбом принесли в архив недавно и, судя по вклеенным в него фотографиям актеров, спектаклей и программ, он был сделан в послевоенное время.
На первой странице альбома фотография основателя и руководителя шести детских театров, в том числе первого в мире драматического театра для детей и первого в мире музыкального театра для детей, Натальи Сац. До войны она была репрессирована, после освобождения находилась в Алматы, где в 1945 году ее усилиями был открыт Алматинский театр юного зрителя. Теперь этот театр носит ее имя.
"Это уникальный фотоальбом, здесь мы видим фотографии актеров, детей, первых спектаклей, мы видим программы театра тех годов. Вот новогодний бал-маскарад. На этой странице новогодние открытки 1946 года. На другой странице фото с первого казахского спектакля "Алтын сака", поставленного на сцене ТЮЗа", – показывает Шара Есенгазиева.

Как принимают документы

При получении материалов сотрудники отдела описывают каждый документ. Если документы не подписаны, сотрудники проводят исследовательские работы, чтобы датировать их и установить авторство.
Затем полученные документы рассматривает экспертно-ревизионная комиссия.
"Прежде всего смотрят на качество: не размыто ли изображение, не повреждено ли. Также учитывают, какую ценность они представляют. Это называется экспертизой ценностей. Например, вот эта фотография размыта, но на ней запечатлены казахстанские делегаты международного конгресса в Лондоне. Редкое фото. Оставлять фото или нет, решит комиссия, в составе которой руководители отделов и опытные сотрудники архива. Заседание комиссии проходит раз в 1,5 месяца", – сказала Шара Есенгазиева.
Процесс приема фотодокументов в архив
Корреспонденты Sputnik Казахстан стали свидетелями приема фотодокументов. Фотожурналист Асылхан Абдирайымулы передал в архивный фонд негативы, сделанные за время его работы. Это четвертый пакет фотодокументов, который он сдает в архив. Журналист отметил, что вел свой личный архив в соответствии с требованиями, чтобы негативы не портились.
Работая более 25 лет в республиканской газете "Жас Алаш", он участвовал во всех общественно значимых событиях. Например, среди негативов, которые он привез, есть фотографии с саммита глав государств 2011 года в Казахстане. В саммите участвовали президенты 11 стран, в том числе покойные Ислам Каримов, Леонид Кучма, Сапармурат Ниязов, Эдуард Шеварднадзе.
"У меня около 30 тысяч снимков. Сначала хочу сдать негативы фотографий, потом то, что хранится на цифровом носителе. Кроме того, есть три коробки с распечатанными фотографиями", – говорит Асылхан Абдирайымулы.

Сберечь помогают технологии

После того, как документы прошли экспертизу ценности, документы поступают в отдел учета. Им присваиваются архивные номера, распределяются по видам, передаются в отдел сохранности.
"Самая главная задача архива – сохранить оригинал. Вторая задача – оцифровать и создать копию, чтобы поменьше травмировать оригиналы при прослушивании и просмотре, а также для оперативной выдачи исследователям для дальнейшего использования", – объясняет главный хранитель архива Юлия Волчкова.
Главный хранитель архива Юлия Волчкова
Юлия Волчкова показывает рисунки художника-этнографа Папе, датированные 1928-31 годами. Сын фотографа передал их в архив. На рисунках изображены казахский поэт Миржакып Дулатов и казахский просветитель Ахмет Байтурсынов. Однако установить, рисовал ли художник свои рисунки по ним или по фотографиям, невозможно.
Также в отдел учета для регистрации переданы фотографии известной оперной певицы Сауле Курмангалиевой, дочери певца Гарифуллы Курмангалиева, актера Асанали Ашимова, также пулеметчицы, Героя Советского Союза Маншук Маметовой.
В отделе учета документы сканируется для печати контрольных фотоотпечатков. Они будут размещены на карточке, чтобы в дальнейшем исследователи, читая аннотацию, могли видеть и фотографии. После того, как документы учтены и зашифрованы, они поступают в отдел сохранности.
Фотодокументы начали сканировать с 2000 года. Сканеры имеют слайд-модули, позволяющие сканировать как негативы больших индексов 18х28, так и маленькие – 2,5х3,5. Сканирование делается в высоком разрешении, чтобы у исследователей была возможность использовать документы в разных целях – не только для публикации, но и демонстрировать на плакатах. При сканировании также можно выбрать восстановление цвета, коррекцию фона. Фотографии хранятся на сервере долгосрочного хранения в формате TIFF.

Лучше один раз увидеть

В архиве есть возможность чтения и перезаписи всех видов документов.
С 2000-х архив проводит работу по оцифровке документов. Сначала видеоматериалы были переписаны с лент на кассеты, затем на мини-DVD, в 2012 году архив приобрел киносканер, позволяющий сканировать в формат Full HD, уже в 2020-м киносканер в 4K-разрешении.
У аппарата имеется светодиодное просвечивание, лазерное чтение оптического звука. На станции оцифровки можно увидеть то, что с пленки подается в компьютер.
Процесс оцифровки документального фильма на 30-миллиметровой киноленте
"Пленка подвержена многим видам загрязнения, в том числе бактериологическим. Это может быть плесень или другие загрязнения. Если споры плесени попадут в сканирующее оборудование, то следующая пленка, которая заряжается в него, тоже заразится. Поэтому прежде всего проводится профилактическая работа, осмотр технического состояния пленки, она может быть поврежденной, тогда ее склеивают, восстанавливают перфорацию. Также пленка при хранении может усыхать, менять свет. При усыхании меняется шаг перфорации, значит надо увлажнять, восстанавливать, реставрировать. Только после этого пленка поступает на сканирование", – объясняет главный инженер архива Борис Волчков.
Бывает, что на пленке есть только изображение, в дополнение идет отдельная звуковая дорожка. Тогда включается аудиосканер, который считывает как магнитные, так и оптические звуки как с 36-мм, так и с 16-мм пленки.
В архиве есть возможность читать как мини DVD, так и VHS-кассеты. Борис Волчков отмечает, что самое плохое качество изображения на кассетах VHS, поэтому в них принимают только уникальные кадры.

Слово не воробей, но...

Главный инженер по звукозаписи Саян Акмолда с воодушевлением рассказывает об огромном наследии, которое хранится в архиве.
"Раньше кюи, жыры записывались на магнитные ленты, затем их отправляли в Ташкентский завод грампластинок. Вот все эти оригинальные звуки на магнитных лентах хранятся в нашем архиве. Особо ценные магнитные ленты хранятся отдельно. Среди них живые голоса выдающихся казахстанцев, таких как Кунаев, доклад Мухтара Ауэзова на конференции в Ташкенте, записи Дины Нурпеисовой, Елюбая Омирзакова, музыкальные произведения под дирижерством Нургисы Тлендиева, песни в исполнении Жанибека Карменова. В архиве есть оригинальные записи радиопередач, казахской народной музыки, произведений в исполнении певцов, записи айтыса, лирико-эпических поэм. Например, жыр "Кыз Жибек" хранится на пяти магнитных пленках", – говорит Саян Акмолда.
Главный инженер по звукозаписи Саян Акмолда
Он отмечает, что в рамках программы "Мадени мура" был реализован проект "Антология казахской традиционной музыки "Қазақтың дәстүрлі 1000 күйі, 1000 әні". 70% произведений, вошедших в сборник, были взяты из фондов архива.
В архиве хранятся граммофонные пластинки 1938 года и магнитные ленты, появившиеся в 50-е годы. Саян Акмолда рассказывает о различиях пластинок, о скорости звуков и об аппаратуре, которая предназначена для их чтения.
По его словам, раньше этнографы, ученые записывали 10-часовые жыры, поэмы на 4 скорости, чтобы экономить пленку. Если при 4 скорости на одну ленту записывается 1,5 часа записи, то при 9-й скорости и того меньше – 45 минут.
"Сейчас нет магнитофонов с такими скоростями", - говорит он.

Сохранить для истории

От условий хранения документов зависит их сохранность, поэтому материалы хранятся в определенных условиях, где соблюдается необходимая температура и влажность.
В архиве хранится более 250 тысяч фотонегативов, около 200 тысяч единиц кинодокументов. Фонофонд архива состоит из 25 тысяч магнитных звукозаписей, грампластинок, компакт-кассет и компакт-дисков. При этом фонд архива с каждым днем пополняется новыми материалами.
Самый старинный документ, хранящийся в архиве кинофотодокументов – фотография 1887 года. Самый старый фильм датируется 1925 годом. В архиве хранятся граммофонные пластинки 1938 года выпуска. Также в фонофонде архива имеется выступление певца Амре Кашаубаева в Париже в 1925 году. Запись на магнитной ленте, оригинал записи, сделанный на восковой валик, хранится в России.
Раньше кинодокументы создавались комплектом – негатив, контратип, лаванда, звуковая дорожка. Позитив представляет собой первую копию фильма в законченном виде и с фонограммой, его также передают в архив. Таким образом, в хранилище под одним номером хранятся несколько комплектующих одного материала. Помимо оригиналов, также хранятся копии фотофонокинодокументов в компакт-дисках.
В целях сохранности документы проходят консервационно-профилактическую обработку один раз в пять лет. Их обеспыливают, меняют коробки, этикетки, чистят тару. Пожелтевшие конверты, в которых хранятся фотографии и фотопленка, также заменяются новыми конвертами.
В кабинете, расположенном рядом с хранилищем, сотрудники архива проводят обработку: проматывают пленку, чистят и клеят. Все учетные документы также хранятся в этом кабинете.
Звукомонтажный стол, оборудованный экраном
Этот звукомонтажный стол оснащен экраном, на котором можно сопоставить изображение с аннотацией на карточке.
Отдел научно-справочного аппарата и научного использования является своеобразным мостом между архивом и посетителями. В год поступает 400-500 обращений не только от юридических, но и от физических лиц. Среди людей бытует ошибочное мнение, что в архив ходят только ученые-исследователи. Руководитель отдела Енлик Толыкбаева отмечает, что в архив может прийти любой желающий. Здесь можно встретить студента, этнографа, поэта, писателя, деятелей искусства и режиссеров, ищущих ценные документы. В основном людей интересуют материалы о деятелях искусства, в последнее время стали часто запрашивать фото- и видеодокументы о годах репрессий, голода, о лидерах движения "Алаш".
Каталог в читальном зале ведется двумя способами: на бумаге и просмотр кинодокументов в компьютере.
Руководитель отдела научно-справочного аппарата и научного использования Енлик Толыкбаева рассказывает о работе читального зала архива
Енлик Толыкбаева отмечает, что секретного фонда в архиве нет, все документы доступны для использования. До полной оцифровки документов архив обрабатывал запросы посетителей в течение трех рабочих дней, сейчас это время сократилось до 3 часов. Запрашиваемые документы также можно получить, не посещая архив. Для этого надо сделать запрос на сайте, и копии документа отправят на почту.
1 / 15

Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей Казахстана был создан в 1941 году.

2 / 15

Фотоальбом, посвященный театру юного зрителя. Из частной коллекции. Фотоальбом – это один из видов визуальных документов, поступающих в архив. Всего в архив принимаются документы четырех видов: фонодокументы, фотодокументы, кинодокументы и видео.

3 / 15

В архив сдают аудио-, фото- и видеоматериалы, имеющие историческое, культурное и общественное значение. Их путь начинается в с отдела комплектования и ведомственных архивов.

4 / 15

Руководитель отдела комплектования и ведомственных архивов Шара Есенгазиева оцифровывает фотографии казахстанской оперной певицы Розы Жамановой.

5 / 15

Фотографы-ветераны казахстанских информагентств и печатных изданий сдают свои работы в архив. Например, так в фонде архива появились оригиналы негативов фото Маншук Маметовой.

6 / 15

Рисунки художника-этнографа Папе, датированные 1928-1931 годами, которые хранятся в архиве. На карандашных зарисовках – портреты Миржакыпа Дулатова и Ахмета Байтурсынова. Сын художника передал их в архив.

7 / 15

Процесс сканирования негативов фотографий. За сканером - руководитель отдела сохранности Шынар Алдабергенова.

8 / 15

Архивист работает над перезаписью документального фильма об Алие Молдагуловой.

9 / 15

Оцифровка кинопленки идет на аппарате Debrie.

10 / 15

Процесс оцифровки документального фильма с 30-миллиметровой киноленты - процесс трудоемкий, непростой и долгий.

11 / 15

Магнитофон Studer, читающий записи "Четвертой" скорости, на которой в свое время записывали, чтобы сэкономить пленку в этнографических экспедициях.

12 / 15

Хранилище кино-, фото- и фонодокументов. Глядя на эти стройные ряды коробок с пленками, вспоминаешь фразу из "Человека с бульвара капуцинов": "Искусство не горит".

13 / 15

Каталог в читальном зале ведется двумя способами: на бумаге и просмотр кинодокументов в компьютере.

14 / 15
Так хранятся бумажные версии визуальных материалов в архиве
15 / 15

Руководитель отдела сохранности Шынар Алдабергенова архива кинофотодокументов и звукозаписи Казахстана работает с пленками.