АЛМАТЫ, 10 июн — Sputnik. Счетный комитет выявил ряд нарушений при госостроительстве в Казахстане - так, неэффективное планирование бюджетных средств достигло 26,8 млрд тенге, экономические потери и упущенная выгода составили 51,2 млн тенге.
Итоги "государственного аудита эффективности реализации проектов строительства, финансируемых за счет государственных инвестиций, средств квазигосударственного сектора, на предмет обоснованности их сметной стоимости" опубликованы на сайте Счетного комитета. Проверка охватила период с 2017 по 2021 год.
"Выявлено финансовых нарушений на сумму 0,3 млн. тенге, неэффективное планирование бюджетных средств – на сумму 26 832,2 млн. тенге, неэффективное использование бюджетных средств – на сумму 6 882,7 млн. тенге, экономические потери и упущенная выгода – на сумму 51,2 млн. тенге, 12 фактов системных недостатков и 129 фактов процедурных нарушений. Материалы по 42 фактам с признаками административных правонарушений переданы в уполномоченные органы", – говорится в аудиторском заключении.
Так, с частным партнером договорились построить 6 общеобразовательных школ на 2 тысячи мест каждая на сумму 37,1 млрд тенге, однако стоимость проекта выросла до 58 млрд тенге без проведения корректировки инвестиционного предложения.
"В конечном итоге стоимость строительства одной школы выросла в среднем на 63,9% по сравнению с первоначальным предложением (4 872,2 млн. тенге) и составила 7 873,2 млн. тенге. Таким образом, общая стоимость строительства 6 школ достигла 47 238,9 млн. тенге", - говорится в отчете.
Завышен и средний показатель цены оборудования и мебели для школ
Такая же ситуация со стоимостью оборудования и мебели. В Нур-Султане нормативный показатель на оборудование превышен в 2,7 раза, а в Атырау и Павлодаре - в 7,7 раза. Таким образом, сложилась разница в окончательной стоимости школ: в Нур-Султане строительство обошлось около 8 млрд тенге, а в Атырау и Павлодаре - более 10 млрд тенге.
"Анализ сметной стоимости проектов строительства школ по проектам ГЧП показывает наличие целого ряда системных проблем. Заказчиками утверждены перечни применяемого технологического оборудования в объектах образования для разработки ПСД без соблюдения установленных норм оснащения школ и превышения укрупненных стоимостных показателей по оборудованию", – отмечается в аудиторском заключении.
Некачественная вневедомственная экспертиза проектов строительства 16 школ привела к необоснованной выдаче Госэкспертизой заключений, что влечет к риску утверждения заказчиком проектной документации с завышенными стоимостными параметрами в части оснащения технологическим оборудованием на общую сумму 28,9 млрд. тенге.
В госаудите говорится, что формальный подход со стороны Минобразования к выдаче положительного отраслевого заключения на конкурсную документацию по проекту ГЧП "Строительство и эксплуатация 6-ти общеобразовательных школ на 2 000 мест каждая в городе Нур-Султан" способствовал утверждению и прохождению комплексной вневедомственной экспертизы с дальнейшим применением практики превышения уровня оснащения технологическим оборудованием объектов образования в других регионах. Это привело к превышению норм оснащенности по 6 проектам школ Нур-Султана по отдельному оборудованию на 978 млн тенге, по 10 школам в других регионах – на 2 млрд тенге.
Типовые проекты для экономии бюджетных средств слабо применяют в Казахстане
Также в госаудите обратили внимание на слабое применение типовых проектов при реализации бюджетных проектов. Так, акиматы разработали 32 проекта социального назначения без применения привязки к имеющимся типовым проектам, по которым с учетом нормативной стоимости разработки 5 ПСД минимальная экономия затрат могла составить 18,0 млн. тенге, или 35%, с учетом договорной стоимости по 27 ПСД – 106,9 млн. тенге, или 30%.
Наряду с этим по 27 проектам сметная стоимость выше предусмотренной в типовых проектах на 9,8 млрд тенге и укрупненных строительных норм по 12 проектам на 5,0 млрд тенге.
В Счетном комитете правительству Казахстана рекомендовали внести изменения и дополнения в закон "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности", также рассмотреть вопрос целесообразности приобретения социальных объектов в госсобственность при превышении стоимости.
Также соответствующие рекомендации даны министерству индустрии и инфраструктурного развития, Минобразования, Минздраву, "Госэкспертизе" и акиматам.