Так происходит в том числе потому, что один из популярных видов микрокредитования – краткосрочные микрокредиты – выдаются микрофинансовыми организациями (МФО) онлайн. Это значит, что личные данные человека могут "утечь" в Сеть, где ими воспользуются мошенники.
Они используют и другие схемы:
перевыпуск SIM-карт без согласия владельца;
перенаправление/перехват SMS для хищения денежных средств через удаленный банкинг;
использование программ по подмене телефонных номеров (это позволяет им скрываться под чужими номерами).
Какие меры принимают в Казахстане
С мая 2021 года Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) ужесточило порядок идентификации заемщиков при выдаче онлайн-микрокредитов. Теперь для выдачи онлайн-микрокредита МФО обязана произвести идентификацию клиента одним из трех способов:
1.
с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП);2.
путем биометрической идентификации заемщика через сервис Центра обмена идентификационными данными Национального банка Казахстана;3.
путем двухфакторной проверки персональных данных и изображения заемщика в режиме реального времени.Кроме этого, с января 2022 года микрофинансовые организации обязаны осуществлять сверку абонентского номера, который указал клиент, с данными операторов мобильной связи.
Для того, чтобы не допускать возникновения у казахстанцев фиктивной задолженности и для защиты их интересов от злоумышленников, с 16 января в Казахстане действует порядок урегулирования задолженности по микрокредиту, оформленному мошенническим способом.
Если казахстанец заявит в полицию о незаконном оформлении микрокредита, микрофинансовая организация обязана в течение трех календарных дней приостановить начисление вознаграждения по фиктивному микрокредиту и прекратить претензионно-исковую работу по клиенту.
Как проверить, не висит ли на вас чужой кредит
Проверить наличие задолженности казахстанцы могут, запросив кредитный отчет о себе на официальном сайте Государственного кредитного бюро.
Также можно обратиться в Первое кредитное бюро.