АЛМАТЫ, 3 июн — Sputnik. Корреспондент Sputnik Казахстан узнала у специалистов, как ведется профориентация среди выпускников школ в Казахстане и как правильно выбрать специальность.
Одни выпускники школ выбирают профессию, которая им нравится, другие вынуждены выбирать специальности ради гранта или того, что считают правильным их родители. Это приводит к тому, что многие работают не по специальности.
Как ведется профессиональная ориентация среди подростков?
В казахстанских школах с 6-7-го класса будут внедрять программу профориентации. Также в школах внедряются такие штатные единицы, как профориентатор. В ряде школ такая штатная единица уже есть, но по словам министра образования и науки Асхата Аймагамбетова, эта практика будет внедрена в каждую школу.
В беседе со Sputnik Казахстан независимый профориентатор Дарья Бублик подчеркнула важность данной программы для школ, но отмечает, что увидеть результатов сразу не получится.
"Как независимый эксперт я понимаю, что этот процесс займет определенное время. Ожидать реальных результатов от внедрения программы по профориентации в ближайшее время будет сложно. Нужно, чтобы эта система развернулась в стране. Уже сегодня в некоторых школах есть штат профориентатора или его функционал возложен на психолога. Работая над социальными проектами со школами, я понимаю, что одного специалиста недостаточно. Ведь это индивидуальная работа, к каждому ученику нужен отдельный подход", – говорит она.
По ее словам, в профориентации используется тестирование, которое позволяет показать как мотивацию, так и то, на что человек ориентирован в плане карьеры.
"Для кого-то важнее всего зарабатывать деньги, для кого-то важнее, чтобы его окружали интересные люди. Тестирование также показывает области, в которых человек может реализоваться. Это не конкретные профессии, а определенные сферы. Мы обсуждаем результаты тестирования, ищем варианты действий, обсуждаем, почему эта профессия подходит человеку и что нужно делать, если человек действительно хочет состояться в этой профессии. Если говорить о том, как проходит профориентация, то обычно это консультация, тестирование, обсуждение результатов тестирования. Профориентация эффективна не только для школьников или студентов. В моей практике был проект для людей за 50, у которых тоже есть вопросы, как двигаться дальше. Вопросы о самоопределении в плане профессии могут возникнуть в любом возрасте", – считает Дарья Бублик.
Профориентатор школы Joo High School Диас Асанов считает, что к профориентации следует подходить как к сounselling, то есть консультированию, сопровождению школьников в их взрослую жизнь, и нельзя все сводить к профессии.
Профориентация должна идти в трех направлениях: в первую очередь, не выбор профессии, а получение знания; второе – работа с профессиями; третье – коммуникативное/социальное эмоциональное развитие. Он уверен, что к выбору профессии нужно подходить через интерес и любовь.
"Необходимо ответить на вопрос, зачем ему эта профессия. Часто мы не слышим ученика, не спрашиваем, что ему нравится, мы только говорим, что он должен делать. Если ребенок любит Наруто, то что можно придумать с таким интересом? Мы можем нарисовать Наруто – тогда это художник, можем анимировать – тогда это IT-специальность, купить вещей с рисунком Наруто, и попробовать продать – тогда это предпринимательство, можем поставить сценку про Наруто – тогда это драматургия, выучить язык, на котором написан Наруто – это филология, сделать по ней семинар, мастер-класс – это преподавание. Вот так через его любовь мы можем прийти к его профессии", – объясняет Диас Асанов.
Он отмечает, что при выборе профессии главное желание быть лучшим, ведь юристов и экономистов много, а квалифицированных мало. Если стать учителем, то лучшим, а не одним из многих.
Бывает ли профессия на всю жизнь
Профориентатор Диас Асанов сетует на то, что многие молодые специалисты не работают по профессии. Это по его мнению отрицательно сказывается на экономике страны: государство тратит огромные средства на обучение одного студента, деньги осваиваются, но в итоге выпускник не работает по специальности и уходит в другую сферу, а дефицит того или иного специалиста в стране остается.
"Для самого выпускника это может быть и хорошо, он нашел себя в другой сфере. Но это плохо для бюджета страны, потому что тому, кто хотел стать учителем, не хватило гранта, а тот, кто учился на учителя, не стал им. В то же время, думать, что каждый выпускник будет работать по своей специальности – утопия. Но мы можем помочь школьнику выбирать профессию максимально осознанно и правильно. Просто нужно уметь показать красоту профессии", – говорит он.
Независимый профориентатор Дарья Бублик считает, что человек должен оставаться гибким, поскольку профессии на всю жизнь может и не быть.
"Первая причина в том, что знания устаревают каждые 2,5 года. Рынок профессий меняется очень быстро, и студенты не всегда успевают адаптироваться к этим изменениям. Например, специальностей детей, которые учатся в школе, не существует. Они появятся в ближайшее время. Вторая причина – непонимание профессии, незнание существования междисциплинарных профессий", – говорит она, рассуждая о причинах, по которым выпускники не работают по специальности.
По ее мнению, также причиной может быть то, что выбор делают не сами ученики, а их родители.
"Я не ориентирую детей на гранты, более того, мне кажется, это – пагубная практика. Я часто встречаю детей, на которых семья возлагает ответственность – поступить на грант. Из-за этого они не могут выбрать специальность, на которую хотят поступить. Но в разных семьях разная ситуация. При консультациях я предпочитаю, чтобы родители тоже принимали участие. Бывает, мама уверена, что дочь хочет стать экономистом, а дочь хочет стать художницей. Ребенок должен выбирать профессию исходя из своей ценности, а не потому, что этого хотят родители", – говорит она.
Какие профессии выбирают подростки Казахстана
В начале мая министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, основываясь на данные теста PISA, рассказал, какие специальности часто выбирает казахстанская молодежь. По его словам, более половине подростков интересны широко распространенные профессии.
"На первом месте карьерных предпочтений во всех трех циклах исследования расположилась профессия врача. К примеру, "Врач общей практики" оказался наиболее популярным ответом в апробации PISA-2022 (9%), PISA-2015 (10%) и PISA-2018 (5%)", – написал Аймагамбетов.
Также у подростков повысился интерес к профессии педагога. По результатам исследования, доля учащихся, заинтересованных в профессии учителя, повысилась в два раза: с седьмого места в карьерных предпочтениях в PISA-2015 до второго места при апробации PISA-2022.
"В 2022 году уже 9% учащихся отметили специальность "Преподаватель в средней школе" как свой выбор будущей профессии", – написал министр.
В ТОП-10 часто выбираемых входят следующие профессии:
врачи (9%)
педагоги (9%)
стоматологи (4%);
дизайнеры товаров и одежды (3%);
архитекторы зданий и сооружений (3%);
спортивные тренеры, инструкторы и специалисты в области спорта (2%);
психологи (2%);
косметологи и работники родственных занятий (1%);
специалисты-профессионалы по рекламе и маркетингу (1%);
графические и мультимедийные дизайнеры (1%).
Что касается грантов на обучение, за последние несколько лет в Казахстане их количество увеличилось в два раза. В этом году было предусмотрено более 73 тыс. грантов. По данным министра, количество грантов на обучение в колледжах также выросло – до 31 тыс, из них 70% отдается техническим специальностям.
В этом году при распределении государственного образовательного заказа особое внимание уделяется инженерным, обрабатывающим, строительным отраслям, а также педагогическим и естественным наукам. Также по поручению президента доля госзаказа по техническим направлениям увеличена до 60%.
Какие специалисты будут востребованы в будущем
Ситуация на рынке труда быстро меняется. Поэтому очень важно знать актуальные специальности в ближайшее время. В 2019 году в Казахстане создали "Атлас новых специальностей", где прогнозировали какие профессии будут актуальными через 5-10 лет. По прогнозам экспертов, в будущем появятся 239 новых профессий, 129 – исчезнут, а 95 претерпят сильные изменения
Создатели главными причинами исчезновения профессий указали автоматизацию и потери необходимости в результатах или услугах труда.
При создании атласа были определены 463 специальности в девяти сферах: горно-металлургический комплекс; нефтегазовая промышленность; IT-технологии; сельское хозяйство; транспорт и логистика; машиностроение; энергетика; туризм и строительство.
Рынок труда в Казахстане
Рынок труда является показателем того, что происходит на рынке в целом. По данным Бюро национальной статистики, в прошлом году в республике было зарегистрировано 36 976 вакантных рабочих мест, в том числе, 1 464 на государственной службе.
В марте 2022 года на электронной бирже труда было размещено 72,7 тыс вакансий и 48,8 тысяч резюме. В остром дефиците находились медицинские сестры/братья, санитары, воспитатели и их помощники – для данных специалистов не покрытая потребность составила 4,6 тыс. Также востребованными являются водители (2 тыс вакансий), охранники (1,6 тыс вакансий), консультанты-продавцы (618 вакансий) и электромонтеры (674 вакансии).
По данным сайт hh.kz, в первом квартале 2022 года самые высокие зарплаты года работодатели были готовы платить водителям-экспедиторам, риелторам и менеджерам по продажам.
Первую строчку в топе лидирующих профессиональных областей, с большим отрывом, занимают "Продажи". Далее идут "Бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия", "Административный персонал", "Информационные технологии, интернет, телеком". В первом квартале 2022 года профобласть "Транспорт, логистика" потеснила "Строительство, недвижимость" и заняла пятое место.