НУР-СУЛТАН, 2 июн – Sputnik. Депутат сената Мурат Бахтиярулы выразил возмущение системой преподавания языков в Казахстане и предложил ее оптимизировать.
По его словам, ни в одной стране мира, кроме Казахстана, с детства не преподают три языка. Детям необходимо прививать навыки и компетенции, которые должны отвечать жизненным запросам.
Кроме того, в своем депутатском запросе на имя заместителя премьер-министра Ералы Тугжанова он высказал мнение о высокой нагрузке на министерство образования и науки и попросил оптимизировать систему управления ведомства.
"Большая проблема касается трехъязычия. Безусловно, требования по знанию английского языка нашей молодежи продиктовано временем. Но какая потребность в обучении сразу трем языкам казахских малышей в детском саду, в первом классе, у которых еще не полностью сформирована система мышления и сознания?" - заявил сенатор.
По его данным, из 30 сильнейших стран мира два языка в первом классе преподают только в двух государствах, во втором классе – в пяти, а в четвертом классе – только в 12. А вот три языка "вообще не преподаются ни в одном государстве мира, кроме Казахстана". Следовательно, считает сенатор, знание иностранного языка "не является главным показателем грамотности, а лишь инструментом, необходимым для освоения высот мировой науки".
"Истинная грамотность – это знание жизни, глубокое овладение выбранной профессией, формирование навыков и умений, способных отвечать жизненным запросам. Поэтому президент страны Токаев высказал мнение, что обучение иностранному языку целесообразно и выгодно начинать с пятого класса по желанию родителей", - подчеркнул депутат.
Кроме того, он обеспокоен высокой нагрузкой министерства образования и науки, которое оказывает более двухсот услуг, в соответствии с действующими правилами. В частности, ведомство координирует работу 10 300 детских садов, 7 500 средних школ, 820 колледжей, 120 вузов.
"Это очень большая нагрузка для одного министерства. Поэтому, исходя из опыта таких стран, как США, Великобритания, Польша, Россия, считаем целесообразным рассмотреть пути оптимизации системы управления министерства", - предложил Бахтиярулы.
Он также считает, что Казахстан слишком часто меняет образовательные стандарты. Например, за последние пять лет закон "Об образовании" претерпел 29 изменений и дополнений, образовательный стандарт с 2000 по 2017 год менялся 7 раз, и с каждым изменением обновлялось содержание учебников. А в развитых странах, например, в Японии, госстандарт обсуждался несколько лет и в последний раз менялся в 2010 году.
Он также отметил, что Казахстан поторопился с разработкой обновленной образовательной программы в средних школах.