Размер просроченных кредитов превысил 2,3 трлн тенге в Казахстане

В Казахстане для уменьшения размера стрессовых активов создадут условия для вовлечения широкого круга инвесторов, заинтересованных в оздоровлении активов и вовлечении их в экономический оборот
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
НУР-СУЛТАН, 11 мая — Sputnik. Председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Казахстана Мадина Абылкасымова сообщила, что размер стрессовых активов (займы с просрочкой 90 и более дней, займы с реструктуризацией в связи с ухудшением финансового состояния) в Казахстане превысил 2,3 трлн тенге.
Представляя на пленарном заседании мажилиса законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Казахстана по вопросам развития рынка стрессовых активов" глава агентства сообщила, что с 2016 года в результате принятых мер по оздоровлению банковского сектора было списано стрессовых активов на сумму 6,7 трлн тенге.
"На первое января 2022 года размер стрессовых активов составляет 2,3 трлн тенге, или 6% от активов банковской системы", - сообщила Мадина Абылкасымова.
По ее словам, стрессовые активы, помимо кредитов с просрочкой более 90 дней (870 млрд тенге), включают реструктуризированные кредиты (936 млрд тенге), взысканное имущество (156 млрд тенге) и активы дочерних организаций банков по управлению стрессовыми активами (356 млрд тенге).
По итогам независимой оценки качества активов, проведенной в 2019 году, доля стрессовых активов оценивалась в 21% от ссудного портфеля банков. Для покрытия выявленных убытков банками сформированы дополнительные провизии на 554 млрд тенге, осуществлена докапитализация банков на 128 млрд тенге.
Для снижения стрессовых активов в Казахстане был разработан законопроект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в 4 закона.

Новеллы закона по стрессовым активам

Законопроектом предусматривается расширение существующего списка авторизованных покупателей стрессовых активов путем включения частных инвесторов. Сейчас в перечень авторизованных покупателей включены: банки второго уровня, дочерние организации банков по управлению стрессовыми активами, Фонд проблемных кредитов, коллекторские агентства и другие финансовые организации.
При этом список расширяется, право продажи стрессовых активов банков и МФО передаются частным инвесторам.
"Частным инвесторам разрешается приобретать только займы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для защиты прав заемщиков-физических лиц законопроектом не предусмотрена продажа кредитов физических лиц частным инвесторам", - отметила Мадина Абылкасымова.
Во-вторых, законопроектом предусматривается создание института сервисных компаний, которые будут предоставлять услуги инвесторам по обслуживанию и управлению неработающими кредитами. Сервисные компании ведут доверительное управление активами, разрабатывают и реализуют индивидуальную стратегию взыскания и оказывают другие услуги собственникам стрессовых активов. Функциями сервисных компаний предлагается наделить дочерние организации банков, осуществляющие управление стрессовыми активами, и коллекторские агентства, которые уже обладают соответствующим опытом и компетенцией.
На подзаконном уровне для сервисных компаний будут установлены повышенные требования по размеру капитала, опыту работы на рынке, наличию безупречной деловой репутации и отсутствию надзорных мер и санкций.
Агентство будет вести реестр и размещать на своем интернет-ресурсе информацию о сервисных компаниях, соответствующих установленным требованиям.
Это, по мнению разработчиков законопроекта, позволит обеспечить дополнительный механизм защиты прав заемщиков, поскольку указанные организации находятся в периметре регулирования Агентства.
Кроме этого, законопроектом предусматривается обязанность частных инвесторов передавать приобретаемые займы в доверительное управление сервисным компаниям. В целях защиты прав и интересов заемщиков на частного инвестора будут распространены все требования и ограничения, предъявляемые законодательством Казахстана к взаимоотношениям кредитора с заемщиком в рамках договоров банковского займа и микрокредита. Таким образом, будет обеспечена защита прав заемщиков перед частными инвесторами и сервисными компаниями.
Также законопроект предусматривает установление предельного срока в 3 года для нахождения на балансах банков и микрофинансовых организаций взысканного имущества. Это будет стимулировать банки и микрофинансовые организации ускоренно вовлекать стрессовые активы в экономический оборот.
После обсуждения норм законопроекта депутаты одобрили принятие документа.