НУР-СУЛТАН, 25 апр — Sputnik. Государство взялось за развитие профтехобразования в Казахстане. Уже в феврале 2022 года колледжам дали академическую свободу, в апреле министерство образования и науки сократило перечень специальностей, доступных для заочного обучения в колледжах, а также взялось за подготовку кадров по целевому заказу бизнеса. Президент НАО "Talap" Олжас Ордабаев рассказал редакции Sputnik Казахстан, в каком сейчас состоянии находится профтехобразование и что его ждет в ближайшее время.
Корреспондент Sputnik Казахстан Ербол Казистаев беседует с Олжасом Ордабаевым
© Sputnik / Владислав Воднев
- Здравствуйте, Олжас Темирбекович. Для начала хотелось бы узнать, в чем преимущество колледжей перед вузами?
- Здравствуйте. Нужно понимать, что колледж – это выбор прагматичных ребят, которые понимают, чего хотят от жизни, которые через 3 года после 9-го класса выйдут на рынок труда. В итоге, когда выпускник вуза только начнет работать, у выпускника колледжа уже будет 3 года трудового стажа.
Смотрите сами: возьмем 9-й класс как стартовую позицию, отсюда начинаем отсчет. Если молодой человек решает поступать в вуз, то он только через 6 лет выйдет на рынок труда. Ему нужно закончить 10-11-й классы и еще 4 года учиться в вузе. Если же идти в колледж, то молодой человек уже через 3 года начнет работать.
Тем более сейчас много крупных западных компаний переходят на бездипломные требования для соискателей. Это общемировой тренд. Для компаний значимость диплома снижается. Нужны навыки. Именно колледжи и дают эти навыки.
- Существует такой стереотип, что колледж - это еще одна ступень перед поступлением в университет. Что бы вы ответили людям, которые так считают? Чем колледж отличается от вуза?
- Колледж – это автономный и самостоятельный уровень образования, по завершению которого у выпускника появляется профессия. Выпускники колледжей владеют большим количеством практических знаний. В вузе обучение ориентировано на академические подходы, так как после получения степени бакалавра есть возможность поступить на магистратуру, заниматься наукой и так далее.
- В таком случае достаточно ли средне-специального образования для трудоустройства? Готовы ли работодатели брать к себе выпускников колледжей? Возможно, что они также недооценивают профтехобразование.
- Когда я работал в НПП "Атамекен", то много общался с самими работодателями. Оказывается, они сейчас уже редко спрашивают даже диплом. Его сейчас просто приносят, чтобы копия в отделе кадров где-то лежала. Бизнесменам уже без разницы, есть ли диплом о высшем образовании или нет.
Студенты и преподаватели Astana polytechnic college работают над проектами
© Sputnik / Владислав Воднев
Но есть все-таки аргумент в пользу вузов. Называется он госслужба и квазигосударственный сектор. Там зачастую необоснованные требования по наличию высшего образования, степени магистра и так далее. У меня был комичный случай на одном из моих предыдущих мест работы. Мы искали человека на ресепшен. И в квалификационных требованиях было наличие степени магистра и знание английского языка. У меня, конечно, диссонанс был, когда я это увидел. Мы искали человека на невысокую зарплату на ресепшен, и тут такие требования. У меня сразу возник логичный вопрос, а зачем такому человеку вообще работать на ресепшене? У нас в квазигоссекторе и на госслужбе очень часто бывают эти overqualified требования.
- Знаете, когда еще я учился в школе, была такая практика, когда выпускники 9-х классов шли учиться в колледж, просто чтобы не сдавать ЕНТ. А сами школы советовали в добровольно-принудительном порядке идти в колледж, так как считали, что тот или иной ученик плохо сдаст ЕНТ. Есть ли это сейчас?
- Важно понимать, что именно мотивировало и двигало школы избавляться от учеников, которые в будущем не очень хорошо, на их взгляд, сдадут ЕНТ. Раньше проводились рейтинги школ на основе результатов выпускников на тестировании. Вели даже рейтинги областей. Это огромный стресс. Школьник переживает, сможет ли он поступить, поступит ли на грант. Тут еще школа давит, что нужно сдать ЕНТ с высоким баллом. На школу давит акимат и так далее. Сейчас уже несколько лет как отошли от этих рейтингов. Этого сейчас нет, и школа относительно расслабилась, их никто в этом не проверяет, никто не давит. Иногда школы по инерции делают так, но этот тренд уже уходит.
Также важно поднимать престиж колледжей. Профтехобразование - это не грязные кирзовые сапоги и руки по локоть в масле. Это уже операторы, которые сидят в чистых местах. Если ты представляешь токаря, без рук держащего сигарету, то это уже не так. Сейчас токари уже больше программисты. Это ребята, которые сидят в чистой униформе, задача которых правильно забить программу для машины, которая сделает всю работу.
Студенты и преподаватели Astana polytechnic college работают над проектами
© Sputnik / Владислав Воднев
Колледжи сейчас - уже не то, что было раньше. Сейчас в колледжах редко увидишь старые токарные станки. За последние несколько лет они переоборудовались. Благодаря масштабной программе "Жас маман" значительно выросла техническая база колледжей. И так мы планируем сломать этот негативный имидж. Мы хотим показать молодежи, что многие модные профессии типа барист, барбер, бармен и тату-мастер - это все профессионально-техническое образование.
- Но вы ведь понимаете, что для того, чтобы осознанно идти в колледж, молодым людям уже в 9-м классе нужно решить, кем они хотят стать в будущем. Сейчас люди зачастую в 11-м классе только начинают об этом задумываться, некоторые даже учась в вузе не знают, кем хотят стать. Получается, профориентацию нужно проводить уже с начальных классов? Это возможно?
- Моделей профориентации и профдиагностики много. Какие-то в большей степени подходят Казахстану, какие-то в меньшей. К примеру, в Германии очень жесткая система. Каждый год по окончании того или иного класса дети проходят тесты, проверяются таланты, склонности и так далее. И потом родителям дают соответствующие рекомендации. То есть в определенный момент дети уже имеют ясную картину будущего, они знают, кем хотят стать, какие навыки нужно подтянуть, какие пригодятся на будущей работе и что им подходит.
Сейчас мы хотим внедрить национальную модель профориентации и диагностики с набором мероприятий на каждый класс. То есть там будет расписано, что нужно делать с детьми в каждом классе – какие-то игровые механики, рисуночные техники. Понятно, что это все не проверить контрольными и тестами. Но так мы сможем определить таланты и характеристики детей.
Студенты и преподаватели Astana polytechnic college работают над проектами
© Sputnik / Владислав Воднев
Тогда к 9-му классу ребенок будет понимать, с какой профессией он хочет связать свою жизнь. В идеале было бы классно, если бы в конце каждого учебного года родителям на электронную почту приходил бы отчет об их ребенке. К примеру, ваш сын обладает такими и такими навыками, расположен к этому и так далее. И в качестве вывода - он был бы хорошим в такой или такой профессии, но ему не хватает определенных навыков. И у родителей будет четкое понимание, в какие кружки или секции детям лучше ходить, какие будут для него полезнее.
- Хотелось бы обсудить с вами одно нововведение – целевую подготовку кадров в колледжах по запросу предприятий. Будет трехсторонний договор "колледж - студент - предприятие". Колледж обучает студента, а предприятие потом обязано трудоустроить его. Как быть тем выпускникам, которые решат продолжить свое обучение в вузе?
- Давайте проведем аналогию с программой "Болашак". Студенты берут на себя обязательства вернуться в Казахстан после того, как государство оплатило их обучение. То же самое и здесь. Государство оплачивает обучение в колледже и просит в течение определенного времени работать на предприятии, с которым ранее и был заключен договор. Есть определенные обязательства, которые студент берет на себя. Поэтому их нужно исполнять.
- А сколько сейчас стоит обучение в колледже?
- Обучение в колледже сейчас стоит от 280 тыс. до 450 тыс. тенге. Это зависит от региона, от специальности и так далее. Государство в рамках подушевого финансирования оплачивает за студентов в среднем по 350 тыс. тенге.
Студенты и преподаватели Astana polytechnic college работают над проектами
© Sputnik / Владислав Воднев
- Как тогда помочь абитуриенту? Им ведь нужно будет уже в 9-м классе не просто выбрать специальность, но и сам колледж.
- Мы в этом году планируем составить рейтинг колледжей по уровню трудоустройства. До конца 2022 года мы уже выдадим информацию по нескольким критериям. В следующем году мы планируем полноценное исследование. Так абитуриенты и их родители смогут понять, в какой колледж лучше поступать, какому больше доверяют работодатели.
Некоммерческое акционерное общество "Talap" - институт развития и поддержки профтехобразования в Казахстане. Организация занимается сопровождением колледжей, проводит исследования образовательных программ, а также повышением квалификации преподавателей и руководителей ТиПО.