ПЕТРОПАВЛОВСК, 20 апр — Sputnik. Ушел из жизни Виктор Зайберт - доктор исторических наук, профессор археологии, член-корреспондент Академии социальных наук Казахстана, выдающийся ученый с мировым именем, автор многих научных открытий, в том числе одного из самых сенсационных археологических открытий ХХ века – Ботайской культуры, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Глава государства направил телеграмму соболезнования родным и близким ученого-археолога Виктора Зайберта.
"Виктор Федорович всю свою жизнь посвятил археологическим исследованиям и раскопкам, изучению степной цивилизации. С его именем связаны уникальные по своей значимости открытия о богатом наследии Атбасарской и Ботайской культур, о первых свидетельствах одомашнивания и разведения лошадей на территории современного Казахстана. В.Зайберт оставил ценное научное достояние, пользовался среди коллег заслуженным авторитетом, был примером для молодых ученых", - говорится в телеграмме Касым-Жомарта Токаева.
Виктор Зайберт
Виктор Федорович был археологом до мозга костей, он буквально жил археологией. Уже борясь с онкологическим заболеванием, он собирался этим летом отправиться в экспедицию, отмечая, что "столько много еще нужно успеть сделать". Не сложилось…
Вместо музыки - раскопки
Стать археологом было ему предначертано свыше. Как рассказывал сам Виктор Зайберт, он с детства мечтал быть музыкантом. Родился он в селе Николаевка Есильского района Северо-Казахстанской области, в семье немцев-спецпоселенцев из Поволжья. Отец Федор Федорович, участник Великой Отечественной войны, трудармеец, был музыкантом по образованию и призванию. Он создал оркестр при сельском клубе, потом семейный ансамбль.
Виктор Зайберт
© Sputnik / Елена Бережная
"Нас, детей, было шестеро, и каждый играл на каком-то инструменте. Я - на кларнете. Но умел еще на скрипке, трубе и баяне. Я мечтал стать музыкантом, дирижером. Но буквально в одну ночь понял - не мое, сон мне такой приснился. И утром твердо сказал отцу: "Музыкантом я не буду, решил, что пойду на исторический". Ни разу, ни на миг об этом не пожалел. Археология ведь не профессия, а образ жизни. И это все оказалось действительно – мое!" - признавался Виктор Федорович.
В 1969 году Зайберт окончил исторический факультет Петропавловского пединститута по специальности "учитель истории" и начал работать в отделе археологии Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.
Крупномасштабное исследование археологических памятников Северного Казахстана началось в 1967 году, когда на базе Северо-Казахстанского краеведческого музея и Петропавловского пединститута была образована Северо-Казахстанская археологическая экспедиция под руководством сотрудника музея и преподавателя пединститута Геннадия Здановича. На втором курсе института Виктор Зайберт познакомился со Здановичем и вскоре стал первым помощником своего учителя. Первой базой исследований экспедиции стал район у сел Явленка и Покровка. И дом семьи Зайбертов в Покровке, где к тому времени жили родители будущего великого археолога, на многие годы стал опорным и перевалочным пунктом экспедиции.
Северо-Казахстанская археологическая экспедиция провела просто колоссальную работу, совершив множество открытий и собрав сотни тысяч уникальных артефактов - керамические сосуды, орудия труда из бронзы и железа, кости и камня, ювелирные украшения из золота и бронзы и многое другое. В 1972 году Виктор Зайберт возглавил экспедицию.
А в 1980 году после обучения в аспирантуре Института археологии АН СССР в Москве он защитил кандидатскую диссертацию по теме "Неолит Северного Казахстана". Тогда Зайбертом было сделано крупное открытие - на материалах каменного века им была выделена Атбасарская неолитическая культура (VI–IV тыс. до н.э.). На территории Северо-Казахстанской области открыто и исследовано более 200 объектов каменного века, большая часть которых относится к неолиту. Это позволило Зайберту разработать периодизацию и наметить хронологию неолита.
Раскопки и экспонаты энеолитического поселения Ботай, открытого Виктором Зайбертом
© Sputnik / Елена Бережная
И в том же 1980 году ученый сделал, пожалуй, главное открытие в своей жизни – Ботайскую культуру.
Здесь приручили лошадь
Когда Виктор Зайберт рассказывал о Ботае, то делал это настолько ярко и образно, что легко представлялось, как несколько тысячелетий назад жили древние люди.
Ботай - это энеолитическое поселение (4-3 тысячелетие до н. э.) площадью более 20 гектаров, расположенное на правом берегу реки Иман-Бурлук в Айыртауском районе Северо-Казахстанской области. Поселение, существовавшее примерно шесть тысячелетий назад, было открыто в 1980 году. Выбирая очередное место для будущих раскопок, молодой ученый Виктор Зайберт отправил для разведки на берег Иман-Бурлука двух младших коллег. Делегированные Владимир Заитов и Олег Мартынюк вернулись к наставнику с кепкой, полной обломков кремневых изделий. Тогда никто не мог и предположить, насколько сенсационной окажется эта находка. Только за первую неделю раскопок в этом месте удалось собрать более 40 тысяч артефактов.
Раскопки и экспонаты энеолитического поселения Ботай, открытого Виктором Зайбертом
© Sputnik / Елена Бережная
Позже было найдено еще несколько похожих поселений, удаленных друг от друга, что позволило говорить о Ботайской культуре. За годы работы на этой территории археологами вскрыто более 15 тысяч квадратных метров земли, изучено более 100 жилищ, выявлено более 200 тысяч артефактов и десятки тысяч костей древних животных, к слову, почти все они принадлежат лошадям.
Самое важное открытие, сделанное на Ботае - самые ранние на Земле свидетельства одомашнивания лошади. Например, несмотря на срок в тысячелетия, на найденных стенках черепках глиняных сосудов сохранились жировые молекулы кобыльего молока. Подтверждения доместикации (одомашнивания) были получены и в ходе изучения лошадиных костей и зубов, которые давали понять, что животные носили удила. Ботайские находки датированы четвертым тысячелетием до нашей эры, что говорило о доместикации, произошедшей примерно на одну тысячу лет раньше, чем было известно историкам ранее. Дальнейшие исследования показали, что коневодство было ядром хозяйственной деятельности ботайцев.
Раскопки и экспонаты энеолитического поселения Ботай, открытого Виктором Зайбертом
© Sputnik / Елена Бережная
"Ботайская культура является матрицей степной цивилизации, которая дала всему миру начало конно-транспортной эры, она определила векторы развития на тысячелетия вперед. В Ботае закладываются все основы степной жизни", - подчеркивал Виктор Зайберт.
Кстати, судя по стилизованным изображениям колес и животного на одном из фрагментов сосуда, ученые предполагают о существовании у ботайцев колесного транспорта.
Теплый дом и первые консервы
Как рассказывал Виктор Зайберт, ботайское население перешло к полуоседлому образу жизни. Осенью и зимой население собиралось на главных поселениях типа Ботай. Весной и летом большая часть ботайцев двигалась к юго-западу на песчаные почвы, так как они раньше освобождались от талых вод весной, и здесь появлялась первая растительность. Там они строили временные жилища, охотились, рыбачили и занимались собирательством. Другая часть населения оставалась на главном поселении: в основном это пожилые люди, дети и некоторые табунщики. Они ремонтировали жилища, заготавливали пищу и вещи на зиму.
Поселения формировалось на расстоянии 150-200 км друг от друга, так как каждому поселению было необходимо жизненное пространство, где ботайцы могли контролировать свои табуны.
Раскопки и экспонаты энеолитического поселения Ботай, открытого Виктором Зайбертом
© Sputnik / Елена Бережная
Впервые в степях люди стали строить капитальные деревянные сооружения с использованием оригинальных приемов. Для того, чтобы построить теплые зимние жилища, древние люди, населявшие эти края, сначала делали углубление в земле, возводили невысокие стены, а затем из длинных жердей методом плетения корзины создавалось шатровое перекрытие. Его обмазывали глиной и обкладывали земляными пластами. По словам Зайберта, это была очень прочная конструкция, поскольку давление шло на края, а для этого был нужен точный расчет.
"Они разработали методы защиты от мороза. Мы увидели их после анализа земляных пластов. Оказывается, ботайцы широко использовали элементарные плетневые маты. Корзина послужила эврикой для создания самого ботайского жилища и юрты. Ботайцы широко пользовались плетнем, обмазывали его, защищали стенки жилища, стелили на пол – таким образом утепляли. Деревянное перекрытие, крытое пластами, создавало стопроцентую защиту от низкой температуры", - рассказывал Sputnik Казахстан Виктор Зайберт.
Раскопки и экспонаты энеолитического поселения Ботай, открытого Виктором Зайбертом
© Sputnik / Елена Бережная
В пищу употребляли мясо. В первый год раскопок археологи обнаружили дисковидную яму глубиной 3 метра и диаметром 2,5 метра. Виктор Зайберт говорил, что она была вся запечатана четвертушками лошадей. Это первые консервы.
"Мясо клали на глубину три метра, сверху закладывали камнями и разводили огонь, на этом месте примерно месяц жгли костер. Кислород выгорал, мясо готовилось, - рассказывал профессор. - Во времена оттока населения на жайляу брали мясо с собой. Миграция начиналась накануне вскрытия рек, люди переходили по льду и оказывались в Тургае, Улытау (мы там нашли много ботайских материалов)".
Просто фантастика
На территории поселения обнаружены орудия труда и предметы быта из кости, камня, керамики: скребки, ножи, отбойники, серпы, гарпуны, сосуды. У жителей поселения были даже ткацкие станки, в которые заправлялись нити из конопли и крапивы, и приспособления для сверления отверстий в камне. Археологами найдены бусины из прочного камня с такими узкими отверстиями, что через них не всякая современная швейная игла может пройти. Интересно также, что за 2 тысячи лет до эпохи бронзы ботайцы пользовались медным инструментами и предметами.
Раскопки и экспонаты энеолитического поселения Ботай, открытого Виктором Зайбертом
© Sputnik / Елена Бережная
Некоторые найденные на поселении артефакты рассматриваются археологами на уровне фантастики. Среди них и знаменитый трепанированный череп. В затылочной части головы еще при жизни человека были просверлены два отверстия диаметром 0,6 см. Согласно исследованиям ученых, трепанации был подвергнут подросток, который прожил после этого еще 17 лет.
По словам профессора Зайберта, этот человек родился гермафродитом. Что интересно, трепанация не была вызвана заболеванием или увечьем, ученые предполагают, что ботайцы сделали трепанацию для "усиления связи с духами". Человек, перенесший эту операцию, скорее всего, был шаманом и после смерти его почитали. Когда он умер, на лицо наложили глиняную маску. В таком виде эта голова использовалась ботайцами в культовых обрядах.
К слову, такие сложные научные изыскания, как исследование трепанированного черепа и сосудов с остатками кумыса, стали возможны во многом благодаря работающим на Ботае иностранным ученым, владеющим суперсовременными технологиями.
"Более 30 иностранных специалистов из Великобритании, Франции, Германии, Китая, Дании, Литвы, США занимаются ботайской культурой. Мы с ними четко поделили тематику. Мы работаем над историко-культурными проблемами: история народа, этноса, культуры. Иностранцы, владея новыми технологиями, открывают содержание артефактов. Так были высеяны молекулы кумыса, выявляются остатки крови на наконечниках копий и стрел, определяется кровь эта человека или животного и так далее", - объяснял Виктор Зайберт.
Место раскопок поселения Ботай
© Sputnik / Елена Бережная
Ученые исследуют Ботай уже более четырех десятков лет. Но земля хранит еще множество неразгаданных тайн, и работы на объекте, включенном в список сакральных мест Казахстана, продолжаются. О многих из них, а также интересные факты о культуре ботайцев можно прочитать в книге "Сакральные контексты Ботайской культуры", написанной Виктором Зайбертом в соавторстве с другими учеными.
В 1996 году Зайберту было присвоено звание профессора археологии. Докторскую диссертацию он написал по результатам раскопок Ботая.
Работу продолжат ученики
Несколько лет назад на территории поселения открыт музей-заповедник "Ботай". Его работники проводят экскурсии по археологическим раскопкам, выставки, музейные уроки и лекции. Но Виктор Зайберт всегда мечтал о строительстве полноценного музея под открытым небом – с выставочным павильоном, научным и культурно-развлекательным центром, этнографической деревней с воссозданными жилищами.
"Когда будет построен музей, вы попадете в уникальный рай древней истории Казахстана", - представлял ученый.
Хочется верить, что мечты Зайберта сбудутся, и музей, построить который власти обещают уже несколько лет, откроет свои двери.
Книга об исследованиях Ботайской культуры
© Sputnik / Елена Бережная
А еще Виктор Федорович мечтал отправиться в очередную экспедицию в этом году, несмотря на диагноз и курсы химиотерапии.
"Пока двигаюсь, я буду мотаться в экспедиции. Это же моя жизнь… В степи происходит обмен энергиями - моей и природы. Люблю все - подготовку к экспедиции и раскопки, ночные звезды, посиделки у костра… В этом году, надеюсь, получится", - говорил Виктор Зайберт.
К сожалению, не получилось. Но открытия ученого будут жить в веках, а дело Виктора Федоровича будет продолжено. Его многочисленные ученики уже сами стали маститыми учеными, и они продолжают исследования на Ботае и других памятниках истории, открытых Зайбертом.