ПЕТРОПАВЛОВСК, 13 мар — Sputnik. Учебники по истории Казахстана и всемирной истории теперь будут едиными и базовыми для всех школ страны, сообщил на республиканском съезде учителей истории, проходившем в Петропавловске, министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов.
"Это решение принято, и сейчас мы вносим соответствующие изменения в законодательство. Также все типовые учебные программы по истории Казахстана и по всемирной истории будут обновлены", - отметил Аймагамбетов, подводя итоги съезда.
Он подчеркнул, что на съезде учителей истории прозвучали правильные предложения, и все они будут учтены.
"Во-первых, эти предложения касаются пятых классов. Большинство наших коллег говорят о том, что в пятом классе древний период очень сложно воспринимается детьми, есть предложения по добавлению рассказов по истории Казахстана. Я думаю, что это предложение надо изучить, а может быть и поддержать. Кроме того, в 5-9 классах программа непропорционально распределена. Так, в программе 6 класса изучают сразу 12 веков. Между тем, это самый лучший в нашей истории период, и, я думаю, предложения наших ученых и учителей о том, чтобы более детально изучать именно этот период, абсолютно верные", - отметил министр.
Причем если сейчас основной объем материала рассчитан на 5–9 классы, в то время как программа 10-11 классов включает повторение и изучение отдельных феноменов, то новую программу планируют распределить равномерно с 6 по 11 класс.
Остановился министр и на вопросе оценивания знаний.
"Если мы ведем речь о таком предмете как история, очень важно оценивать устные ответы, в том числе на СОРах и во время итоговой аттестации. Сейчас мы вносим изменения в 125 приказ по правилам оценивания. И там как раз будет оговорено, что итоговая аттестация состоит из двух частей: устная – ответы на вопросы (по билетами, как раньше было, или работа с картами и т.д.) и вторая часть – письменная", – сказал Асхат Аймагамбетов.
Также министр добавил, что Национальная академия готовит методическое руководство по проведению уроков в архивах и музеях. Так что педагоги смогут проводить уроки в необычных форматах.
"Сейчас мы готовим многотомник по истории Казахстана – это очень важно. Много лет назад он последний раз издавался. Это очень большая работа. Финансирование по поручению президента выделили. Работа ведется. Мы разделили ее разным коллективам. Один том делает – институт истории имени Ч. Валиханова, другой – Евразийский национальной университет и т.д.", - заключил Аймагамбетов.
Каким должен быть учебник?
О подготовке нового академического издания по истории Казахстана на съезде учителей истории рассказал директор института истории и этнологии имени Ч. Валиханова Зиябек Кабульдинов.
"Издание будет состоять из семи томов. Цифра семь – святая для степняков.
1 том – Казахстан в древности до середины VI века;
2 том – Казахстан в период Тюркского каганата с VI по начало XIII века;
3 том будет посвящен Казахстану в эпоху Улуг улуса, это начало VIII – середина XV века;
4 том посвящен Казахскому ханству в середине XV - начале XVIII веков;
5 том – период нахождения Казахстана в составе российской империи XVIII- начало XX веков;
6 том – Казахстан в Советское время;
7 том – эпоха независимости Казахстана", – рассказал Кабульдинов.
Академическое издание ляжет в основу будущих учебников истории.
"При обновлении содержания школьных учебников по истории Казахстана мы обратили внимание, что изучению средних веков в нынешних учебниках отводится только один год, количество часов очень мизерное, а в новом семитомном сочинении, которое готовится в настоящее время, целых три тома будет посвящено истории средневекового Казахстана: второй, третий и четвертый тома. Средние века хотя бы на два года, на два учебника необходимо разбить, чтобы преподнести школьникам богатейшую, уникальнейшую историю средневекового Казахстана", – уверен Зиябек Кабульдинов.
Своим взглядом на преподавание истории в школе поделился и ректор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева", председатель Национального конгресса историков Казахстана Ерлан Сыдыков.
Он акцентировал внимание на необходимости обеспечения едиными учебниками, календарно-тематическими планами все организации образования, вне зависимости от уровня и направления подготовки.
"Школьный учебник не должен быть перенасыщен лишней информацией, в частности статистикой, спорной терминологией, топонимами, антропонимами, сложными предложениями. Кроме того, необходим независимый, новый журнал для учителей "О преподавании истории Казахстана в школах". Это, в свою очередь, может стать научно-методической платформой для преподавания истории в школах", - подчеркнул академик.