Спецоперация России по защите Донбасса

Задержки сельхозтехники и запчастей перед посевной опасаются фермеры Казахстана

Отказ иностранных грузоперевозчиков заходить в российские порты бьет по североказахстанскому бизнесу, утверждают предприниматели региона
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ПЕТРОПАВЛОВСК, 10 мар — Sputnik. Санкции, вводимые в отношении Российской Федерации, негативно отражаются и на североказахстанском бизнесе, сообщили предприниматели региона на заседании антикризисного оперативного штаба.
Заседание штаба прошло на площадке палаты предпринимателей Северо-Казахстанской области с участием акима области Кумара Аксакалова.
Директор региональной палаты предпринимателей Алибек Ашметов основной проблемой бизнеса на текущий момент, помимо ослабления национальной валюты, назвал разрыв логистических цепочек и маршрутов поставок.
"В частности, есть риски задержки поставок сельхозтехники до начала весенне-полевых работ", – констатировал Ашметов.
О возможных проблемах в поставке сельхозтехники и комплектующих из-за отказа иностранных грузоперевозчиков заходить в российские порты говорили и представители промышленных предприятий региона.

Мы пойдем другим путем…

Как отметил директор ТОО "Kametex" Руслан Хасенов, который занимается поставкой посевных комплексов канадского и американского производства и запчастей к ним, пока проблем с логистикой у товарищества нет, но они, скорее всего, возникнут, поэтому есть необходимость проработать альтернативный путь перевозки грузов.
"Основной склад у нас находится в Клайпеде (Литва), отгрузки оттуда идут, то есть транзит пока открыт. По срокам с поставкой сельхозтехники успеваем, но по запчастям могут возникнуть проблемы, так как они поставляются отдельно, и у нас еще остаются неотгруженные контейнеры из Канады. Мы надеемся, что у нас получится вовремя поставить комплектующие до весенне-полевых работ, но все же считаем необходимым проработать альтернативный путь перевозки запчастей из Европы через порт Актау, то есть это транзит через Турцию, Грузию, Азербайджан и порт Актау, у которого большие мощности по принятию и отгрузке", – предложил Руслан Хасенов.
Он пояснил, что ранее запчасти шли через Санкт-Петербург, который сейчас закрыт для транзита, поэтому груз с комплектующими пойдет через Республику Беларусь, где возможны задержки из-за длительного таможенного оформления в рамках единой таможенной зоны ЕАЭС. А если ограничения коснутся и этой страны, то другого пути, кроме Турции, у поставщиков сельхозтехники европейского производства просто нет.
С аналогичной просьбой выступили и представители компании-поставщика сельхозтехники John Deere.

Трансформаторы застряли в Италии

О проблемах с поставкой товара из Италии на заседании говорил директор ТОО "Петропавловский электротехнический завод" Максат Усенбаев. У предприятия застрял последний груз с трансформаторным оборудованием в Италии, где в рамках Евросоюза транспорт в принципе не ограничивают в проезде, однако при въезде в Российскую Федерацию уже действуют ограничения.
"Литва отказалась выгружать со своей территории товар в Российскую Федерацию. Получается, другого варианта завезти оборудование в Казахстан кроме как через Каспийское море, то есть через Турцию, у нас нет, так как на белорусской границе сейчас длинная очередь. Но, чтобы завезти товар через Турцию, логистической компании требуется получить разрешение на транспортировку через эти страны, так называемый дозвол, рассмотрение которого занимает от двух до трех месяцев. То есть для этого министерства транспорта Турции, Армении, Грузии и Казахстана должны заключить соответствующее соглашение", - отметил Максат Усенбаев, попросив поднять на республиканском уровне вопрос получения дозвола для логистических компаний в более короткие сроки.

Строительный рынок ждет дефицит

Сложившаяся ситуация отрицательно сказывается и на строительной отрасли. Местные компании сообщают, что российские поставщики-производители уже предупредили о повышении цен на 15-20% на многие товары. Кроме того, есть риск дефицита пластиковых панелей, которые регион закупает у России. Производители панелей приобретают компоненты в Европе и США, что с введением санкций становится практически невозможным.
"Основная проблема в строительной отрасли сейчас – это цены, которые выросли на все в среднем на 20%. Все производители обещают, что они будут расти и дальше. В основном, это связано как с курсовой разницей, так и с нарушением логистических цепочек у наших производителей. Ни для кого не секрет, что 85% строительных материалов мы завозим из Российской Федерации. У российских производителей уже есть проблемы с европейским сырьем для производства, соответственно, для нас это обернется дефицитом стройматериалов", - отметила директор ТОО "Барс Nord" Ольга Исакова.
Она отметила, что есть товары, которые производятся в Казахстане, к примеру, профильные системы.
"Думаю, государству нужно вводить запрет на их экспорт, чтобы они не уходили в другие страны, а обеспечивали внутренний рынок. Также нужно по возможности обеспечить наших строителей деньгами, чтобы они смогли законтрактовать необходимый объем стройматериалов для завершения объектов, потому что многие строительные компании уже выкупают наперед стройматериалы в той же России, боясь перебоев с поставками", - отметила Исакова.
Она также предложила разработать региональный индекс цен, который будет пересматриваться, исходя из обстоятельств, потому что все сметы сверстаны по старому индексу цен.
"Многие строители даже не хотят выходить на тендеры, так как знают, что будут работать даже не в ноль, а в минус. В текущей ситуации необходим механизм оперативного принятия решений в вопросе пересмотра цен, которые заложены в сметах, чтобы они соответствовали действительности", – заключила Ольга Исакова.
Все проблемы, озвученные североказахстанскими предпринимателями и требующие решения вопроса на центральном уровне, будут переданы в республиканский оперативный штаб для их рассмотрения на уровне правительства.