АЛМАТЫ, 14 фев — Sputnik. Основатель и руководитель алматинского подросткового центра "Teenage.kz" Максим Скрипниченко знает о проблемах подростков и о том, как их решить, практически все.
Вот уже три года он помогает ребятам не только наладить отношения с родителями, но и преодолевать любые другие трудности. И эта работа – не нудное многочасовое копание с психологами в детских душах.
Почему ребенок не хочет ничем заниматься
По словам Максима Скрипниченко, идея создания подросткового клуба пришла к нему совершенно случайно, в тот период, когда он работал директором по развитию одной из языковых школ и руководил летним лагерем по изучению английского языка.
Общаясь с подростками, он обратил внимание на то, что у большинства из них практически нет мотивации для занятий: мальчишки и девчонки попросту не понимали, для чего им это нужно, и "тянули лямку" только потому, что так пожелали родители. При этом подростки всячески старались "вылететь" с курсов и вернуться к привычной жизни.
"Я проходил много лидерских программ в разных странах и понял, что нужно их объединить в команду", - рассказал Максим.
Для этого сначала он начал обучать вожатых: именно у них была задача сплачивать ребят, находить капитанов, вырабатывать правила команды и так далее.
Вожатые тоже потом применили этот подход к ребятам, и прогресс пошел уже на третий день, когда подростки начали убирать телефоны и перестали друг друга травить.
"Они стали общаться, перестали кучковаться по группкам, создавать провокации. А еще преподаватели заметили интерес у детей к английскому языку. К концу лагеря ребята создавали сценки, брали эпизоды и играли их на английском языке", - вспоминает наш собеседник.
Еще одним толчком к созданию центра для Максима стало то, что долгое время он не мог найти ничего подходящего для своей 9-летней дочери. По его словам, любые курсы были скучными, а пристроить ребенка хотелось туда, где он получит полноценное развитие. Но ничего похожего он так и не нашел - так же, как и внятных программ. Тогда он и решил применить знания, полученные на тренингах для взрослых, которые неоднократно проходил сам. Нужно было лишь адаптировать программу для подростков.
У многих подростков занижена самооценка: почему и что делать
Первое общение с подростками дало неожиданные результаты. Оказалось, что у многих сильно занижена самооценка, у них отмечались полное отсутствие мотивации и неумение ставить цели.
"Очень часто, выступая в школах, я спрашиваю: "Ребят, кто из вас умеет ставить цели?". Поднимают руку буквально единицы. Спрашиваю, почему остальные не ставят. Они говорят: "Мы пробовали, но у нас не получилось, и мы бросили это дело". Спрашиваю, учил ли их кто-то этому, а они отвечают, что нет. Спрашиваю: "А родители?". Но, к сожалению, часто родители сами не являются примером для подражания. Бегают с работы на работу с этими рыночными отношениями и часто сами еще не нашли в жизни своего места. Поэтому дети тоже блуждают", - рассказывает Скрипниченко.
Другой важный момент, по его словам, заключается в том, что родители, готовя подростка ко взрослой жизни, часто отказывают ему в выборе будущей профессии и буквально заставляют идти по своим стопам, мотивируя тем, что в дальнейшем это даст возможность заработать на кусок хлеба. Но династии из этого получаются редко.
"Они не то что бы заставляют. Они делают все это из благих побуждений, желая помочь ребенку определиться с выбором профессии. И выбор превращается в "ты пойдешь на такой-то факультет, мы возьмем кредит, все оплатим тебе".
Ребенок занимается четыре-пять лет, потом выкладывает диплом бабушке, маме, папе и говорит: "А теперь я пойду и буду заниматься тем, что мне нравится". То есть кардинально меняют свою профессию. Ну и зачем такие огромные деньги и столько времени было тратить?" - задается вопросом подростковый тренер.
Как перегибы в воспитании отражаются на детях
Перегибы в родительском воспитании сейчас встречаются часто, и это легко заметить по подросткам, говорит Максим Скрипниченко. Они либо вообще ничем не заняты, либо чрезмерно перегружены дополнительными курсами и занятиями помимо школы.
Доходит до того, что по выходным дети говорят, что никуда не хотят идти, и просят родителей дать возможность им выспаться. И в первую очередь так происходит потому, что дети не знают конечной цели этих чрезмерных нагрузок.
Понятно, что родители поступают так из благих побуждений, рассчитывая на то, что ребенку в будущем откроются новые горизонты. Но чаще всего при этом они допускают огромную и непростительную ошибку – не спрашивают ребенка о том, нужно ли это ему, входит ли в его круг интересов.
"Задача программ нашего подросткового центра – научить ребят фильтровать, что им нужно, находить свои сильные стороны, научить договариваться с родителями, не конфликтовать", - рассказывает Максим Скрипниченко.
Работа идет и с родителями, и детьми: есть и вебинары, и семейные выезды по выходным, где родители с детьми учатся вместе играть, где мамы и папы учатся видеть детей со стороны.
"Они начинают замечать детей не как ленивых отпрысков, зависающих в гаджетах, а как ребят активных, которые общаются со сверстниками. Просто среда домашняя не позволяет дома детям самореализоваться", - говорит Максим.
По его опыту именно в такие моменты до взрослых доходит, что семья – это не просто слово, не просто жить в одной квартире. Должно быть что-то объединяющее: совместные выезды, настольные игры, прогулки, а не редкие походы в кафе на шашлык и совместная уборка дома по выходным, которая чаще всего превращается в рутину, а редкие выходные становятся для подростка еще более ненавистными, чем будни.
"Мы учим деток договариваться с родителями, находить себя, дружить и общаться. То есть тому, что было в наше время, когда наше детство было естественным. Когда по гаражам лазали, костры жгли, шалаши строили, картошку пекли. Нас домой было не загнать. Сейчас детей не выгнать, к сожалению", - объясняет Максим принцип своей работы.
Сейчас телефон заменил друга, реальное общение. И тренеры вытаскивают детей из них, учат все делать от обратного. Ребят даже учат пользоваться телефоном, но – правильно.
"Учим их делать хорошие сторис, вести Instagram, снимать для TikTok не просто какие-то бессмысленные танцы, а создавать полезный контент. То есть пользоваться телефоном как инструментом для продвижения своих идей", - пояснил Максим.
Что делать, если ребенок воспринимает все в штыки
По словам Скрипниченко, работа с подростками и их родителями начинается с их первого прихода в центр. Ведь часто и сюда дети изначально идут по настоянию взрослых и заранее настроены, что называется, в штыки.
"Мы столкнулись с вопросом, чем заинтересовать ребенка, чтобы он не противился. И сделали обязательную консультацию с тренером, родителем и ребенком. Тут мы знакомимся, располагаем к себе подростка тем, что говорим с ним на его простом языке. Рассказываем, чему учим, показываем примеры, результаты. И спрашиваем, чего хочет он, давая несколько вариантов на выбор", - отмечает Максим.
Ребенок понимает, что у него есть выбор – то, чему его не хватало. Его родителей учат договариваться с ребенком на таких встречах.
Подростковый тренер из Алматы учит школьников работать в команде
© Sputnik
"К примеру, ребенок говорит: "Мне нравится, я хочу в клуб". А мы говорим, что мало хотеть. Нужно поинтересоваться, может ли родитель это тебе оплатить. И вот тут он поворачивается и спрашивает: "Мам, пап, а вы можете оплатить?". "А ты будешь заниматься?". "Да!". И тогда ответственность перекладывается уже на него, чего он и хотел на самом деле. Начинает ходить, не заболевает, не "косит", не ищет причины пропустить", - объясняет подростковый тренер.
Какие проблемы волнуют детей
По словам Максима Скрипниченко, наиболее частый запрос, с которым современные подростки приходят в центр – отсутствие друзей.
Причина в том, что у многих современных детей не развиты навыки знакомства и общения. В основном, потому, что большую часть времени они проводят дома за почти бесполезным "ковырянием" в гаджетах.
Нередко проблема идет из школы, где подростков "бьют по рукам" за ошибки, наказывают, снижают оценки, что, несомненно, вызывает боязнь вновь ошибиться, принимать решения, проявлять самостоятельность, инициативность. В центре же, наоборот, эти качества поощряются.
"Еще одна сложность у детей сегодня в том, что у них очень сильно упало здоровье. Офтальмологи, к примеру, говорят, что за последние два года в связи с сидением за телефоном, компьютером у детей сильно упало зрение.
И, конечно, появляется лишний вес. От этого ребята реально комплексуют. И если раньше это были больше девочки, то сейчас – мальчики. Они не хотят выходить из дома, считая, что из-за полноты их будут оскорблять, унижать. Приходят с такими страхами, и мы учим их принимать себя такими, какие они есть", - рассказывает Максим.
Антибуллинг, или Моральное айкидо
Отдельная тема, которой в подростковом центре "Teenage.kz" уделяют особое внимание, – антибуллинг. Казалось бы, проблема травли в подростковой среде не новая, но…
По мнению Максима Скрипниченко, и буллинг – не что иное, как результат грубых ошибок взрослых при воспитании своих чад.
"Агрессор, по большому счету, сам человек обиженный, он больше всех страдает. Потому что, как правило, в семье буллера происходит на него психологическое давление. Либо чрезмерный гнет – заставляют его быть идеальным, либо наказывают физически. А иногда замечательно все в семье, но не хватает внимания: родители, возможно, в поисках себя, в поисках возможностей зарабатывания денег.
Они забывают, что нужно уделять ребенку время. Они стесняются о своем жизненном опыте рассказывать, а просто ставят ребенку запреты. И ребенок, естественно, весь закрытый, не знает, как реагировать, пытается в своем окружении доказать свои значимость и превосходство", - говорит Максим.
Именно по этой причине, понимая, что поведение буллера – не что иное, как проблема, которую тоже нужно решать, в подростковом центре учат подопечных давать отпор агрессору не физически, а морально.
Это, по словам Максима Скрипниченко, гораздо более эффективно и безопасно, нежели лезть в драку.
"Сейчас курсы антибуллинга, которые мы проводим, по большей части рассчитаны на то, чтобы научить ребенка в нужный момент быть толстокожим, не принимать слишком близко к сердцу какие-то замечания. Понимать, что человек просто хочет тебя спровоцировать на что-то, унизить, оскорбить.
И я не скажу, что ситуация с буллингом сейчас какая-то катастрофическая. Она была, есть и будет. Но если научить детей, как правильно противодействовать, как принимать, как переводить это из конфликта и травли в переговоры, то есть применять так называемое моральное айкидо, когда негатив человека возвращается ему, то все решается довольно просто.
Иногда одного занятия у нас хватает, чтобы ребенок смог дать моральный отпор агрессору", - уверяет подростковый тренер.
На одной волне
По мнению Максима Скрипниченко, решить можно практически любую подростковую проблему. Но только сообща, когда взрослые перестают смотреть на детские проблемы свысока и проявляют искреннюю заинтересованность жизнью своих чад. А вот самостоятельно справиться со сложными жизненными ситуациями удается лишь единицам.
"Доверие между родителями и детьми сейчас очень сильно подорвано. Бывает, ребенок идет к родителям, чем-то делится, а они его наказывают. И он больше никогда не пойдет к ним, потому что возникает ассоциация с наказанием. Ребенок закрывается еще больше - и хорошо, если он найдет, с кем поговорить, посоветоваться. А если нет?" - спрашивает Максим.
Именно поэтому взрослым важно понять, что не стоит пытаться прожить жизнь за детей. Гораздо важнее постараться быть с ними на одной волне и, в случае необходимости, вовремя протянуть руку помощи, подставить плечо, но ни в коем случае "не отбирать" полностью право принимать решения, а иногда и ошибаться.