За что братьев приговорили к смертной казни - подробности дела 30-летней давности раскрывает колумнист Sputnik Казахстан.
Сгоревшие машины и убитые владельцы
27 марта 1988 года в Павлодаре, в районе сточных озер ТЭЦ-1, была обнаружена сгоревшая автомашина ВАЗ-2101. Здесь же, в воде нашли труп владельца "копейки" - капитана милиции Калачева - со множественными повреждениями головы и туловища. Поиски преступников ничего не дали.
24 декабря того же года за городом обнаружили вторую сожженную автомашину - ВАЗ-2106. Тело ее владельца, павлодарца Зайковского, отыскали позднее - 7 января 1989 года в одном из дачных домиков садоводства "Здоровье". Также, как и у первого погибшего, на теле были обнаружены множественные ножевые резаные раны груди, кроме того, было установлено - тело подожгли.
Личное руководство раскрытием преступлений было поручено заместителю прокурора области Булату Магзумову. Возглавляемая им следственно-оперативная группа собрала максимальную информацию и сделала вывод - оба преступления совершены одними и теми же злоумышленниками.
Все версии каждого убийства тщательно отрабатывались, но ухватить ту самую ниточку, которая вывела бы на след душегубов, не удавалось. Не было ни свидетелей, ни улик. И отпечатков пальцев, которые в обоих случаях уничтожил огонь.
А спустя несколько месяцев почти на том же месте нашли и третью сгоревшую автомашину, на этот раз - "Москвич-412". Тело водителя с черепно-мозговой травмой и тяжелыми ожогами обнаружили в районе дальнего привода Павлодарского аэропорта спустя трое суток.
Есть ниточка!
И тут у сыщиков появилась, наконец, долгожданная зацепка.
В оперативных данных было сообщение из Госавтоинспекции о том, что автомашину погибшего Холода (третий погибший) видели в ночь с 26 на 27 июня 1989 года, проезжавшей через КПП "Иртыш" со стороны левого берега реки.
Было решено проверить на причастность к преступлениям жителей близлежащих поселков, расположенных на левом берегу.
Вскоре была установлена женщина по фамилии Малинина. Она рассказала, что в конце июня 1989 года к ней приезжал ее знакомый Альпегов с какими-то парнями на машине "москвиче". Альпегова отыскали и допросили. Он подтвердил, что, действительно, вместе со знакомым Каскыровым приезжал к Малининой на автомашине. За рулем сидел незнакомый ему парень. После этой информации был задержан трижды судимый 27-летний Нурик Каскыров, а затем - тот, кто был за рулем - 29-летний Владимир Ожегов, дважды судимый.
В их квартирах произвели обыски, тут сыщиков ждала удача - в них нашли микрокассеты, пропавшие из автомашины Калачева, а также браслет от часов Холода. Это позволило уличить Каскырова и Ожегова сразу в двух убийствах.
Таким образом подтвердилась версия следствия о том, что оба преступления совершили одни и те же люди. Если, конечно, их можно назвать таковыми.
Под давлением улик Владимир Ожегов признался в трех убийствах, совершенных вместе со своим братом Григорием - Калачева, Зайковского и еще павлодарца Кайманова. Обгоревший труп последнего был обнаружен в июле 1989 года в строящемся здании молодежного центра города Павлодара.
Вскоре был задержан и трижды судимый, 35-летний Григорий Ожегов, которому ничего не оставалось, как подтвердить показания своего брата. На его совести оказалось еще одно убийство – водителя Холода, совершенное вместе с подельником Нуриком Каскыровым.
Кроме того, братья пытались лишить жизни еще двух павлодарцев, которым удалось спастись.
Помогли, чтобы убить
В марте 1988 года трое братьев Ожеговых (третий - несовершеннолетний Кирилл) возвращались с очередной попойки. Возле павлодарского кинотеатра "Баянаул" они увидели застрявшую в снегу автомашину BA3-2101, владелец которой никак не мог выехать. Ожеговы предложили подтолкнуть. Мужчина с радостью согласился. И после, в знак благодарности, еще предложил добровольным помощникам подвезти их куда нужно. Братья охотно согласились и назвали адрес - район строящегося больничного комплекса возле улицы имени Амангельды.
Однако, в пьяную голову одного из родственников пришла идея - завладеть "копейкой", убив ее владельца. Их не остановило даже то, что под шубой у водителя была милицейская форма. Пошептавшись, попросили остановиться на безлюдной улице, чтобы самому младшему справить естественные надобности. Когда Кирилл вышел, братья напали на водителя и перетащили его на заднее сидение. Там Григорий несколько раз ударил бедолагу по голове металлическим шлямбуром, и тот затих.
Владимир сел за руль. Посадив в машину младшего брата, они поехали к промышленной свалке в районе сточных озер ТЭЦ-1. Поскольку в пути избитый водитель пришел в себя и стал сопротивляться, то Владимир остановил авто, отыскал в его багажнике молоток и несколько раз ударил несчастного по голове. Около озера два старших брата вытащили умиравшего мужчину из машины и добили его домкратом и молотком.
После убийства водителя они обыскали его и нашли удостоверение на имя сотрудника милиции капитана Калачева. Хотели ехать дальше, но в машине сработало противоугонное устройство, и они не смогли ее завести. Тогда душегубы забрали из "копейки" магнитофонные кассеты, а саму ее подожгли. Заодно, чтобы скрыть следы преступления, спалили милицейское и водительское удостоверения владельца и техпаспорт на машину.
"Все, я его завалил"
Полагая, что убийство милиционера сошло им с рук, двое старших Ожеговых решили вновь завладеть машиной. 13 мая того же года, около двух часов ночи, они тормознули на углу павлодарских улиц Кутузова и Лермонтова "ВАЗ-2106" и попросили водителя Виктора Рогова подвезти их. В дороге Владимир вытащил нож и заставил водителя остановиться, затем передал свое оружие сидевшему сзади брату. Григорий, схватив мужчину за волосы, запрокинул его голову и несколько раз полоснул ножом по горлу.
"Все, я его завалил", - сказал он Владимиру. Но истекающий кровью водитель неожиданно выскочил из машины и стал убегать. Его почти догнал бросившийся за ним Владимир, однако раненый нашел в себе силы сбить преследователя с ног и заскочить в жилой дом. Там он попросил вызвать скорую помощь и милицию. Пострадавшего срочно доставили в больницу, благодаря чему врачам удалось спасти ему жизнь.
Нападавшие попытались скрыться на его автомашине, но их, как и в первый раз, постигла неудача - "шестерка" заглохла. Бросив ее, братья убежали, но при этом Григорий впопыхах забыл в салоне свои "командирские" часы и перочинный нож. Позднее эти вещи тоже станут уликами против преступников.
Смерть за угощение
Летом 1988 года братья встретили своего знакомого Кайманова, у которого родился сын, и он по этому поводу он купил три бутылки водки. Одну из них распили на троих, второй рассчитались с таксистом. Затем братья и их приятель поссорились. Для выяснения отношений все зашли внутрь строящегося рядом здания.
Здесь Григорий, подобрав металлический уголок, несколько раз ударил им по голове своего собутыльника, припечатав его еще лицом в стену. А Владимир добавил несчастному обломком кирпича. Кайманов скончался на месте.
Душегубы обыскали убитого и забрали из его карманов несколько десятков рублей, сняли с руки золотой перстень. После этого обложили труп мусором, кусками рубероида и подожгли. Опять же - для сокрытия следов убийства.
Свозил за спиртным
В конце декабря 1988 года криминальный дуэт попросил владельца автомашины ВАЗ-2106 Зайковского свозить их за вином в пригородное село Павлодарское.
Затарившись спиртным в сельмаге, они опять решили напасть на водителя, дабы завладеть его машиной. Для этого Владимир уговорил мужчину заехать на дачу в товариществе "Здоровье" якобы за продуктами. Там братья обманом заманили водителя в один из домиков и отверткой забили его насмерть. После этого завладели "шестеркой" потерпевшего, полушубком и 16 рублями.
Автомобиль сожгли вместе с техпаспортом и водительским удостоверением владельца.
Убили, подожгли и переехали
Очередная жестокая расправа оказалась для душегубов последней в череде кровавый смертей. Владимир Ожегов и его знакомый Нурик Каскыров, недавно вышедший на волю после третьей судимости, выпив, решили завладеть легковой автомашиной, напав на водителя. Для этого, они вечером остановили в Павлодаре "Москвич-412" и попросили владельца машины Холода за плату довезти их до садоводческого товарищества.
Доехав до указанного места, отморозки напали на водителя, пересадив его на заднее сиденье. За руль сел Владимир и поехал в район дальнего привода Павлодарского аэропорта. Участь мужчины была предрешена. Душегубы вытащили его из салона авто, связали ноги его брючным ремнем, извлекли из карманов деньги, сняли с руки часы. А затем стали бить отверткой и пусковой рукояткой. Но этого садистам показалось мало. Они обложили умиравшего водителя смоченной в бензине ветошью и подожгли. А затем Владимир на авто потерпевшего дважды переехал его.
Машина, как и раньше, нужна была им только для того, чтобы покататься. Около 4 часов утра следующего дня душегуб приехал на ней на пустырь за павлодарским аэропортом и сжег ее.
Это было их последнее преступление. Как мы уже знаем, после него оперативники наконец вышли на след серийных убийц.
Один умер, другой расстрелян
В ходе следствия было проведено более 30 судебно-криминалистических экспертиз, широко применялись криминалистическая техника и научные рекомендации, были допрошены все установленные свидетели. Вина подозреваемых была полностью доказана.
Под давлением улик оба брата вынуждены были признаться в содеянном. Они подробно рассказали, как убивали и калечили людей. Их подельник Каскыров признал вину частично, заявив, что вынужден был участвовать в убийстве, потому что боялся - в случае отказа его самого могли убить.
Судебная коллегия Павлодарского областного суда, учитывая, что братья Ожеговы совершили тяжкие преступления, и их действия представляли исключительную опасность для общества, совершались в состоянии опьянения, и оба они ранее неоднократно судимы, приговорила каждого к исключительной мере наказания - расстрелу.
Нурик Каскыров получил 15 лет лишения свободы.
Братья попытались обжаловать приговор в Верховном суде, но он оставил решение коллегии Павлодарского областного суда в силе.
Надо отметить, что Григорий Ожегов не дожил до своего страшного часа, скончавшись внезапно в СИЗО. А в отношении его брата Владимира приговор был приведен в исполнение.
(Имена и фамилии изменены).
P.S. Автор благодарит бывшего прокурора Павлодарской области прокурора, почетного работника прокуратуры Казахстана, государственного советника юстиции третьего класса Дмитрия Никифоровича Фалеева за помощь в подготовке материала.