АЛМАТЫ, 4 фев — Sputnik. Я живу в Алматы, там же живут мои родители, но когда в городе 5 января начались протесты, которым суждено было стать кровавыми, я была далеко: в командировке в Актау.
Предполагалось, что Актау и Жанаозен будут центрами протеста в Казахстане, и я каждый день писала материалы с площади Ынтымак, даже не подозревая, что в Алматы зреет что-то страшное. Не забывайте: в Актау мобильный интернет начали блокировать гораздо раньше, чем в других городах, и информация ко мне поступала не в полном объеме.
Правительственная комиссия встретилась с активистами, собравшихся на площади Ынтымак в городе Актау
© Photo : Сайт правительства Казахстана
В тот день, 5 января, около двух часов дня мне позвонили из поликлиники в Алматы, сказали, что не могут дозвониться до моей мамы. Она записалась на прием на 16.00. От врача я узнала, что в городе неспокойно.
В это время мама была одна в Алматы. Испугавшись, я набрала маму, но телефон был вне зоны доступа. Сильно переживала, что она может оказаться в центре событий, не зная, что происходит в городе.
После нескольких десятков попыток моей сестре все же удалось дозвониться до матери. За то время, когда она не брала трубку, мы успели страшно перепугаться. Я до сих пор думаю: что было бы, если бы нам не было суждено дозвониться до нее? От одной мысли мне становится жутко.
Именно в этот день был разрушен центр Алматы, сожжены здания акимата города и расположенная рядом президентская резиденция. Нападению подверглись здания аэропорта, полиции, КНБ и другие военные объекты.
Улицы в Алматы после погромов и беспорядков. 6 января 2022 года
© Sputnik/Александр Мироглов
Когда в городе слышались звуки стрельбы, проходила антитеррористическая зачистка, по громкоговорителям предупреждали об опасности, моя мама сидела дома одна.
Она боялась подходить к окнам, даже не открывала шторы. Прислушивалась к каждому звуку и боялась каждого шороха. Ее страх усиливал отсутствие связи, интернета и телевидения. Она оставалась в полном неведении и не знала, что происходит на улице. Каждый раз, когда я звонила, она уточняла, как там в Актау.
"Может, ты не рассказываешь, чтобы я еще больше не расстраивалась?" – переспрашивала она.
Митинги в Алматы
© AFP 2024 / ABDUAZIZ MADYAROV
После этих событий я убедилась в верности народной мудрости: "Близкий сосед лучше дальней родни". Когда меня не было в городе, моя соседка Наташа навещала маму, приглашала ее на чай и не давала ей грустить. Благодаря ей я была уверена, что с мамой все в порядке. Сама я вернулась в Алматы только 14 января, когда открылся аэропорт, разгромленный во время погромов.
"За домом услышали голоса"
Алматинка Акгуль рассказывает, как события в мегаполисе повлияли на ее эмоциональное состояние. Встретив новогодние праздники с родителями в городе Жаркент, она вернулась в Алматы вечером 4 января.
"Приехав в город, мы узнали, что возле "Алматы Арены" собрались люди. В тот день мы были в гостях у моего дяди, который живет в районе "барахолки" (рынок – Sputnik). Около 23.00 мы собрались домой, но вызвать такси не смогли, интернета не было. Дядя сам отвез нас домой, но из-за шума мы всю ночь не могли спать", - рассказывает она.
Утром родственники, проживающие в Алматинской области, позвали ее с сестрой пожить у них, пока в городе все не успокоится. Там они находились до 12 января.
Митингующие разламывают тележки супермаркета на улице в Алматы
© REUTERS / PAVEL MIKHEYEV
"Были разные мысли. 4 января на митинг выходили многие мои знакомые, поэтому вначале я не верила, что в город вошли террористы. Но когда мы связались с братьями, которые служат в армии, и узнали, насколько ситуация была опасная, начали думать по-другому", – говорит девушка.
Она рассказывает, что больше всего боялась в ночь с 6 на 7 января.
"Нас было немного. Когда стемнело, за домом услышали голоса людей. По голосу было понятно, что это толпа совсем молодых ребят. Они рассказывали друг другу, как воровали телефоны в торговом доме, бензин на заправках и как ходили по городу с ножом. Было очень страшно, в ту ночь мы не спали и сидели, не выключая свет. Неоднократно звонили в 102 и 114, но так и не дозвонились. Рано утром толпа возле дома разошлась", – вспоминает она.
Митингующие в Алматы нападают на полицейскую машину
© REUTERS / PAVEL MIKHEYEV
Акгуль говорит, что она до сих пор боится ходить одна и старается не задерживаться на работе по вечерам.
"Раньше я хранила деньги только на карте, теперь всегда ношу наличные. Если раньше я могла остановить такси на улице, то теперь боюсь садиться в чужую машину. И мне до сих пор не хватает смелости поехать в разрушенную часть Алматы, где горели административные здания", – сказала она.
"Мы были просто бессильны"
25-летняя Назерке Муса говорит, что эти события заставили ее задуматься о многом, в том числе о том, насколько она ценит и искренне любит этот город.
"Пятого января после обеда отключили интернет, и нас всех отпустили с работы. Обычно я еду домой по проспекту Назарбаева. Когда мы с другом вышли с работы, то увидели, как возле президентской резиденции стоит толпа, оттуда доносились шум и звуки выстрелов. Сначала мы хотели пойти посмотреть, что там происходит, но потом передумали, увидев, как машины, идущие в том направлении, поворачивают назад. Было страшно, как в кино", – вспоминает она.
Военные окружили площадь Республики в Алматы
© REUTERS / MARIYA GORDEYEVA
Девушке пришлось объехать весь город, чтобы попасть домой. Она отмечает, что в те дни телевизор, который обычно никто не смотрит, стал основным источником получения информации.
Ночью, когда ненадолго появился интернет, Назерке прочитала новость, в которой говорилось, что неизвестные люди в наркотическом состоянии "гуляют" по городу и заходят в жилые дома.
Она признается, что ей было страшно, как никогда раньше. Так как они живут в частном доме, она периодически выходила во двор посмотреть, нет ли там кого.
Разбитое здание офиса партии Nur Otan в Алматы
© Sputnik / Айгерим Таубай
"Мне казалось, что январь длился очень долго. Я даже начала читать книгу, которую уже год не могу закончить, обзвонила друзей и узнала, как у них дела, что они видели и слышали. Это был еще один способ получить информацию. Становилось жутко от мысли, что в городе творятся беспорядки, а мы просто бессильны, не можем что-либо сделать. Никакой информации не было, только государственные каналы крутили архивные кадры города. Страх был в первую очередь за себя, за семью, за горожан, которые находились в горячих точках, за любимый город", – говорит Назерке.
Алматинская трагедия
Напомним, в январе массовые беспорядки прокатились практически по всем областным центрам Казахстана, но больше всего ударили по Алматы, другим южным городам и по Актобе. По данным Минздрава и Генпрокуратуры, погибли 227 человек, из них 177 человек умерли уже в больницах. Сообщается, часть из этих людей — вооруженные преступники. В числе погибших также 19 полицейских и военных. Получили ранения 4 353 человека.
Судами в административном порядке были арестованы 3 314 лиц. Позже из-под ареста были освобождены 1 083 человека. В отношении 490 граждан штраф заменен на предупреждение.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, получив сообщения об убийстве казахстанских правоохранителей и о том, что страну атакуют боевики, обратился за военной помощью к ОДКБ. Произошедшие события он назвал террористической атакой и заявил, что при помощи альянса в стране была пресечена попытка государственного переворота.