НУР-СУЛТАН, 4 фев — Sputnik. Еще до январских событий экономика Казахстана претерпевала большие трудности. За время пандемии страна стала еще более импортозависимой.
Вместе с тем беспорядки, произошедшие в Казахстане в начале января, были еще одним доказательством того, что назрела необходимость серьезных реформ, которые при этом требуют дополнительных вложений. Все эти факторы негативно сказываются на национальной валюте. Корреспондент Sputnik Казахстан поговорил с экспертами и выяснил, какого курса валют ожидать в ближайшие месяцы в Казахстане с учетом всех негативных факторов.
Влияние январских событий
Одни специалисты считают, что сами по себе январские события напрямую не оказали сильного влияния на курс национальной валюты, однако привели к существенным изменениям в остальных сферах.
"Январские события не являются основными триггерами для каких-то движений в национальной валюте. Потому что это длилось недолго, это большое событие в рамках страны, но, в общем-то, это достаточно локальная история. Основные погромы были в Алматы, а, допустим, в Нур-Султане вообще ничего не было. С этой точки зрения сказать, что они могли навредить курсу, - скорее, нет", - считает экономист Арман Бейсембаев.
Это не значит, что с курсом тенге все в порядке, добавил он. Давление на национальную валюту было и до январских событий, и продолжается сейчас.
"У нас сейчас ситуация такая, что даже на бюджетном уровне, на уровне правительства крепкая национальная валюта в нынешней экономической и политической ситуации нам просто-напросто не нужна. Нужно много денег", - сказал экономист.
Он напомнил, что после трагических событий президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил провести реформу в силовых структурах, которая, как отмечает эксперт, потребует больших дополнительных вложений.
"Январские события, однозначно, запустят усиление силового блока. А как это сделать без денег? Значит, туда пойдут бюджетные деньги. И даже, возможно, кратно больше денег, чем было до этого. И это только силовой блок, который требует миллиардные вливания дополнительно к тому, что туда и так вливалось", - сказал Бейсембаев.
Аналитик Андрей Чеботарев назвал четыре фактора, которые оказывают влияние на тенге, и только один из них зависит от внутренних факторов.
Первый фактор – это высокая цена на нефть, которая поддерживает наш курс. Второй фактор – курс рубля.
"Так как Россия наш основной и стратегический, и торговый партнер, январские события повлияли на то, что мы стали больше зависеть от рубля. Еще больше, чем были до этого. Сейчас, к сожалению, российская валюта находится под достаточно большим давлением из-за геополитики, из-за возможной войны в Украине, споров с НАТО и так далее. То есть рубль опускался до 80 за один доллар, сейчас чуть-чуть восстановился. Это никак не влияло на тенге, что может говорить о том, что у нас какие-то точечные интервенции", - сказал Андрей Чеботарев.
По его словам, Национальный банк проводил точечные интервенции в начале месяца. Проводится ли что-то сейчас, неизвестно.
Третий фактор – это курс самого доллара, который тоже сейчас нестабилен. В марте, по словам эксперта, Федеральная резервная система поднимет ставку, что, скорее всего, приведет к удорожанию доллара.
"Четвертый фактор, который зависит от нас, – это структура нашей экономики. К сожалению, мы импортозависимая экономика. И пока мы не поменяем ее структуру, это будет так же давить на тенге. Если ничего из этих факторов глобально не поменяется", - сказал Чеботарев.
Он отметил, что во время январских событий, как и всегда, когда происходят какие-то изменения, казахстанцы стремятся массово скупить валюту. Этот спрос со стороны населения также давит на тенге.
Реформы, объявленные президентом после погромов в Казахстане, могут положительно сказаться на состоянии казахстанской экономики, считает экономист Арман Байганов. Например, увольнение ряда топ-менеджеров в "Самрук-Казыне" и других нацкомпаниях приведет к оптимизации и сокращению расходов.
"Реформы - это не только трата денег. Бизнес-процессы в нацкомпаниях, поддержка сельского хозяйства, других направлений. Снижение коррупции. Начали активно проверять, увольнять, особенно в сельском хозяйстве, уголовные дела возбуждают. Благодаря вот этой ситуации (январским событиям – Sputnik) происходят реформы, снижение коррупции. Может, в будущем те средства уже не будут, как песок, уходить, а уже реально будут бояться (воровать - Sputnik)", - сказал Байганов.
Вместе с тем он отметил, что из-за произошедших событий в Казахстане ухудшился инвестиционный климат.
Как изменится курс доллара
Январские события привели к тому, что президент Казахстана ввел мораторий на повышение цен на полгода, напомнил Арман Бейсембаев.
"И в том числе президент дал указания Национальному банку, чтобы он обеспечил стабильность и предсказуемость курса. Между строк читаем: "Сделайте все, чтобы курс не скакал". А если курс не скачет, значит, курс надо заморозить. И судя по всему, на эти полгода курс в ручном режиме контролируется, не давая ему двигаться туда, куда он, может быть, хотел двигаться. Я подозреваю, что в ближайшие полгода по курсу никаких изменений не ожидается", - сказал Арман Бейсембаев.
Что будет после того, как Нацбанк прекратит удерживать курс, эксперт судить не берется, однако не исключает ослабления национальной валюты. По его словам, спустя полгода доллар может стоить уже 440-450 тенге за единицу.
Если стоимость нефти не упадет до 50 долларов за баррель или не вырастет до 150 долларов, если рубль останется в таком же диапазоне, как сейчас, то, скорей всего, доллар в Казахстане будет стоить 430-435 тенге за доллар, считает Андрей Чеботарев.
"Это в принципе на весь год, если ничего не случится. Но в настоящее время курс от нас зависит мало, особенно, если мы откажемся от интервенций, от этого сдерживания, как это и должно быть, чтобы он был свободным. Курс зависит больше от общемировых факторов, чем от нас, поэтому, если они не будут меняться, то и у нас особо ничего меняться не будет", - сказал эксперт.
Экономист Арман Байганов не озвучил, каким, по его мнению, может быть курс доллара в ближайшее время, однако отметил, что пока сценарий не очень оптимистичный. Инфляция, по словам эксперта, снижаться не будет, а, значит, будет оказывать дополнительное давление на тенге.
"Реформы не в один день проводятся. В этом плане время нужно. Рост инфляции влияет на ослабление тенге. Я думаю, инфляция будет в пределах 10% в этом году. За счет роста зарплаты, социальных расходов. При этом экономика быстро восстанавливаться не будет", - сказал Байганов.
Напомним, во время своего выступления в мажилисе в январе Токаев поручил Нацбанку и правительству вернуть инфляцию в коридор 3-4% к 2025 году. На сегодня уровень инфляции в республике составляет 8,5%.
Необходимо налаживать экспорт, или Как укрепить тенге
В период выхода из коронакризиса Казахстан еще больше нарастил объем импорта и стал еще слабее с макроэкономической точки зрения, отметил Андрей Чеботарев.
"Мы импортируем больше, чем экспортируем, это плохо для курса и для общей экономики. Нужно налаживать экспорт, у нас 80% экспорта в том или ином виде – это сырая нефть, ферросплавы, руда и другие ресурсы", - сказал аналитик.
Такую же проблему обозначил Арман Бейсембаев. Отрицательный торговый баланс, по его словам, приводит к оттоку иностранной валюты из страны. Кроме того, из-за отрицательного платежного баланса деньги из страны уходят быстрее, чем заходят.
"У нас макроэкономическая ситуация в стране не сказать, что совсем плохая, но неудовлетворительная, скажем так. У нас дисбаланс очень сильно сдвинут в сторону ослабления (валюты). И факторов, которые могут повлиять на ослабление курса, сильно больше и они намного сильнее, чем факторы, которые могли бы привести к укреплению. Опять же ковидный 2020-й, достаточно тяжелый 2021 год с его инфляцией – они привели к тому, что наше правительство достаточно активно тратит из резервов. У нас хронический бюджетный дефицит – нам не хватает денег в бюджете, чтобы обслуживать все наши обязательства. Это приводит к тому, что из Национального фонда нам приходится траншами дополнять и закрывать вот этот дефицит", - заявил экономист.
Он отметил, что резервы невозможно бесконечно тратить, их надо и пополнять. Помочь в укреплении нацвалюты может проведение структурных реформ, развитие инвестиционных процессов внутри страны.
"Для этого надо как-то поставить на рельсы фондовый рынок, чтобы население и бизнес, и все более-менее состоятельные граждане были заинтересованы в том, чтобы вкладываться в страну, а не вывозить отсюда капитал. (…) И сделать надо все остальное, что надо было сделать еще вчера. Сегодня даже начав это делать, в ближайшие 2-3 года мы вряд ли из этого выплывем. Это требует долгого времени. Это минимум 2-3 года, если не все пять лет", - сказал Арман Бейсембаев.
Он заявил, что экономика Казахстана находится в настолько плохом состоянии, что нынешнему президенту может не хватить и двух сроков, чтобы реализовать все задуманное.