АЛМАТЫ, 20 янв — Sputnik. В дни беспорядков в Алматы одним из объектов нападения стал и Центральный государственный музей, но благодаря мужеству сотрудников музея 200 мародеров не тронули ни один экспонат.
Сотрудники музея спасли не только исторические ценности, но и помогли укрыться группе полицейских и курсантов, которые были ранены в ходе столкновения с погромщиками на площади.
"Мы просидели в подземном бункере музея несколько часов. Я даже не знаю, во сколько мы туда зашли, у меня даже не было возможности посмотреть на часы. Я забеспокоился, когда узнал, что музей захватила группа людей. Я думал, они сожгут музей, если узнают, что в подвале сидят люди в полицейской форме", - рассказал один из спасенных полицейских.
Рамиль работает в полиции 8 лет. Он охранял акимат Алматы, когда в городе начались беспорядки.
"В ночь с 4 на 5 января мы охраняли акимат. Тогда и произошло первое нападение. 5 января наши ряды увеличились, оборона была усилена, людей стало еще больше. После обеда мы отбивались от атак около двух часов. К тому времени многие устали, некоторые были ранены. Пришлось сдаться", — говорит Рамиль.
Видя особую ненависть толпы к силовикам, Рамиль решил укрыться в музее, где раньше работал. Он взял с собой раненого курсанта, тем самым спас ему жизнь.
"Поскольку я работал в музее, я очень хорошо знал это место. По дороге я встретил курсанта, который попросил меня проводить его до перекрестка Достык - аль-Фараби. Он получил травму головы, видимо, хотел поймать такси и поехать домой. Поскольку мы оба были в форме, это было опасно. В музее меня встретил сотрудница музея. Потом Канат ага (Канат Нурмукаев, специалист отдела пожарной безопасности музея) провел нас в подвал. Там были около 5-6 наших сотрудников", — рассказал Рамиль.
"Мы сидели в закрытом помещении. Не было слышно ни единого звука. Но я забеспокоился, когда узнал, что музей захватила группа людей. Я думал, они сожгут музей, если узнают, что в подвале есть люди в спецодежде. Даже если не сожгут... никто не знал, что произойдет. С одной стороны, было страшно, с другой стороны, мы были в безопасном месте", – сказал он.
В подвале находились 6 полицейских и 3 курсанта. К ним присоединились двое охранников музея, так как они тоже были в специальной форме, что угрожало их жизни.
"Некоторые из нас получили ножевые ранения. Одна женщина принесла аптечку и попыталась оказать медицинскую помощь. Видимо, мы испытали такой шок от травмы, что ничего не чувствовали. Я тоже был ранен, меня ударили то ли ножом, то ли острым предметом. Удар пришелся на мою шею. Сейчас все хорошо, я на работе. Я вышел на работу на следующий день. Не было времени думать о ране", – сказал он.
Силовики покинули подвал, когда смогли переодеться в гражданскую одежду. Кого-то забрали родственники, кто-то ушел домой сам.
"Мать одного курсанта принесла одежду для своего сына. Я попросил их связаться с моими родственниками. За мной приехал мой брат. Мать того курсанта снова вернулась с одеждой для других ребят. Их встречал Канат Нурмукаев. Он же помог нам выйти из музея, после чего мы переоделись. Сначала он сам выходил, осматривался, потом нас выпустил. Страх немного утих, когда мы сменили форму", — сказал полицейский.
Что было в музее
Мы также поговорили с Канатом Нурмукаевым, специалистом отдела пожарной безопасности музея. До этого он более 28 лет работал в алматинской охранной полиции. Увидев раненых молодых людей, он поспешил на помощь.
"В Центральном музее круглосуточно дежурят пожарный, электрик, сантехник и диспетчер. 5 января из отдела по обеспечению пожарной безопасности музея дежурил я, один диспетчер, два электрика и один сантехник. Утром, около 10 часов, заместитель директора музея отпустила сотрудников домой. В музее осталось всего 10 человек. Все было тихо до полудня. Около 2 часов на площади начала собираться большая толпа. Мы закрыли двери музея и сидели на своих рабочих местах. Помимо сотрудников музея, было два сотрудника охранной полиции. Они охраняли заднюю дверь здания", – рассказал Канат Нурмукаев.
Сотрудники музея наблюдали из окна за происходящим на улице.
"Раненые и окровавленные люди бежали. Толпа людей. Мы все видели из окна. Около 15.30 часов пришли 6 полицейских и 3 курсанта. Их сразу завели в подвал. Подземный бункер представляет собой большое здание, высотой 6 метров, тепло. Там обычно сидят специалисты, ответственные за техническую безопасность. Мы завели силовиков в помещение и закрыли дверь. Среди них были люди с разбитыми головами, у некоторых были травмы спины, руки. Все в крови. Приходили по отдельности, часть из них входили через переднюю, часть через заднюю дверь", – вспоминает он.
В это время к музею подошли нападавшие на резиденцию президента. На площади перед музеем собралось около 200 человек.
"Мы видели, что происходит снаружи по камере видеонаблюдения. Собравшиеся пытались открыть дверь музея. Но не смогли. Между двумя дверьми было окно, они разбили его и вошли внутрь. Увидев людей с железными палками в руках, мы все спустились в подвал. Но кто-то должен был встретить их. Заместитель директора музея Бибигуль Дандыкаракызы вместе с инженером музея вышла к ним. Она сказала, что здание построено Динмухамедом Кунаевым, и что здесь находится историческое наследие нашего народа. Человек, который руководил группой людей, сказал, что они ничего трогать не будут, а им просто нужно место, где можно помыть руки и помолиться", – вспоминает Нурмукаев.
Они сказали: "Не закрывайте дверь, мы будем приходить и уходить". Мы сделали так, как они сказали, не закрывали дверь.
"Заходят человек двадцать, пьют воду, едят то, что сами принесли, отдыхают. После того, как они уходят, заходят еще человек 20. Таким образом приходили несколько групп", – добавил сотрудник музея.
Канат Нурмукаев помог спасти спрятавшихся в подвале. За полицейскими и курсантами приехали матери, братья. Канат встретил их у заднего входа, проводил внутрь и помогал уйти незамеченными.
"Не все могут найти дорогу в подвал музея. Я встретил их и помог им выйти через заднюю дверь. Они переодевались и уходили через черный ход или через служебный выход. Кажется, курсантов ударили лопатой по голове, они были в крови, мы обезвредили рану спиртом и остановили кровотечение. Это все, что я мог сделать", – сказал он.
Напомним, ранее заместитель директора Бибигуль Дандыгаракызы рассказала, как погромщики зашли в центральный государственный музей Алматы. По ее словам, нападавших интересовало, где хранится оригинал "Золотого человека", где найти золотые экспонаты и есть ли в музее мечи и копья. В это время в подземном бункере музея, затаившись, сидели раненые силовики. Музейные сотрудники спрятали их и оказали им первую медицинскую помощь.
"Было их жалко, совсем молодые парни. Кто-то был ранен в руки, кто-то в ноги, кто-то в спину. Мы плакали, глядя на них", – рассказала замдиректора.