НУР-СУЛТАН, 27 дек — Sputnik. Председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам, управляющий Международным финансовым центром "Астана" (МФЦА) Кайрат Келимбетов назвал основные вызовы для Казахстана в предстоящий период.
"Первый — это четвертая индустриальная революция, переход на новые технологии. Есть возможность запрыгнуть в этот вагон, и есть очень большой риск отстать навсегда на 50–100 лет. Для нас это главный тренд, он в первую очередь нас затрагивает. Тотальная цифровизация, необходимость которой подчеркивает президент Касым-Жомарт Токаев, является на нее ответом", - сказал Келимбетов в интервью изданию "Коммерсант".
Второй тренд, по его словам, это декарбонизация. "Это переход в новое состояние от энергетической модели, в которой у нас энергетика на угле занимает 70%", - сказал Келимбетов.
"Мы принимаем различные долгосрочные обязательства: Казахстан к 2060 году должен стать углеродно-нейтральным. Мы были в Глазго, к 2030 году мы должны на 15% снизить объем выбросов углекислого газа. Как это будет происходить? Нам нужно привлекать инвестиции в солнечную и ветровую энергетику, но это не заменит нам уголь полностью. Где-то нужен газ, и здесь мы сотрудничаем с "Газпромом", но, скорее всего, Казахстану придется строить атомную станцию. Переговоры, в том числе и с "Росатомом", мы уже ведем", - сообщил глава АСПИР.
При этом, считает он, декарбонизация — это не только уход от угля, это переход от старой энергетической модели, где Казахстан зарабатывал на нефти и газе, к некой экономической модели, где роль электроэнергетики другая. "И тарифы другие. Понятно, что тариф у нас сегодня достаточно невысокий, повышение – не самая хорошая новость для населения и промышленности, последняя становится менее конкурентоспособной. Но это реальность", - сказал Келимебетов.
Следующий вызов - это геополитические сдвиги, когда мир от однополярной модели переходит к серьезному противостоянию как на глобальном, так и на региональном уровне, и сразу возникает много факторов нестабильности, влияющих на экономику. Тридцать лет назад картина была более предсказуема, чем сейчас, считает он.
"Четвертый фактор — это социальное расслоение. Неравенство очень сильно растет: если раньше к этому, может быть, в мире относились толерантнее, то сейчас та модель общества, которой мы ранее придерживались, должна быть дополнена различными видами инклюзивности. Особенно в контексте пандемического шока, приведшего к кризису переполненности для системы образования, информационных систем, физической инфраструктуры здравоохранения, падения выездного туризма, вообще логистических цепочек, угрозы продовольственной безопасности", - рассказал Келимбетов.
Он сообщил, что по уровню ВВП на душу населения за 30 лет Казахстан вышел приблизительно на уровень Российской Федерации.
В прошлом году в Казахстане было воссоздано Агентство по стратегическому планированию и реформам.
"Одновременно с решением о создании агентства было решено разработать пятилетний план развития Казахстана — национальный план развития до 2025 года. Нам необходимо создать новые приоритеты", - отметил Келимбетов.
"И здесь мы активно смотрели на опыт стратегического планирования в Российской Федерации. Я имею в виду постановку национальных целей и приоритетов и их реализацию через национальные проекты, которые получили новое звучание в новом правительстве Михаила Мишустина. Идея о том, что надо перейти от старого типа громоздких государственных программ к национальным проектам, нам близка", - сказал он.
В этой связи указом президента Казахстана утверждены десять приоритетов развития.
За каждый национальный проект отвечают несколько конкретных министров, их курирует конкретный заместитель премьер-министра или сам премьер-министр.
"У них есть ключевые показатели, впрочем, если в предыдущей управленческой модели KPI было всего около 10 тыс. (когда у человека 10 тыс. KPI, значит, у него нет ни одного), сейчас их число резко сократили. В системе 10 программ — это 40 направлений, 100 задач и 200 KPI. На каждого замминистра приходится примерно 2–3 KPI: за это можно с человека требовать и можно его мотивировать, можно его и освободить, если он не справляется. Причем не через пять лет, а тогда, когда это надо, когда вы почувствовали, что что-то происходит не то. Эта система начинает работать с 1 января", - разъяснил Келимбетов.
Десять индикаторов исполнения целей — человекоцентричны и конкретны.
"Мы хотим увеличить продолжительность жизни в Казахстане с 71 до 75 лет. Достаточно амбициозная задача, особенно в условиях пандемии. Вторая задача — хотим стопроцентный доступ населения к водоснабжению. Сейчас он где-то 91%. Хотим создать 1 млн новых рабочих мест. Демография в стране развивается в другом направлении от трендов России: у нас беби-бум, в следующее десятилетие на рынок образования (сначала детсады, потом школа, университеты, потом уже на работу) придет где-то 1,5–2 млн человек. Для них нужен этот 1 млн рабочих мест", - сообщил глав АСПИР.
В этой связи главной задачей видится строительство школ. Ежегодно в систему образования приходит 250 тыс. новых школьников. В этой связи будет построено 1 тыс. школ до 2025 года.
Как отметил Келимбетов, 34% населения Казахстана — это люди до 17 лет, дети в возрасте до 5 лет — 12% населения. В западных и южных регионах и мегаполисах от трех до пяти детей в каждой семье. "Конечно, это будет угасать с урбанизацией. Но пока это подъем, в том числе в городе", - сообщил он.