АЛМАТЫ, 8 дек — Sputnik. В здании алматинского Дворца школьников, одного из знаковых объектов для коренных жителей города, полным ходом идет реставрация, первая за почти 40 лет его существования. Уже через несколько месяцев подростки, занимающиеся здесь, смогут не только оценить масштаб проделанной работы, но и записаться на современные кружки и постигать основы 3D-моделирования, создания дронов и виртуальной реальности.
Вернуть былой блеск
Уникальные мраморные мозаики на полах, светильники с плафонами из хрусталя, люстры, главная из которых была изготовлена по спецзаказу на военном заводе и весит без малого пять тонн. Все это за почти 40-летнюю историю заметно поизносилось. Теперь усилиями многих специалистов дворцу возвращают первоначальный вид.
"Ремонт у нас был в 2014 году и закончился в 2015-м. Реставрации, чтобы максимально привести его в первоначальный вид, в каком он был сразу после сдачи в эксплуатацию в 1983 году, не было. Это важно уже потому, что здание внесено в Государственный список памятников истории и культуры местного значения, и мы просто обязаны сохранить его в первозданном виде", - рассказали корреспонденту Sputnik Казахстан в администрации алматинского Дворца школьников.
Мраморные полы алматинского Дворца школьников отшлифованы на семь раз и покрыты спецраствором
© Sputnik/Александр Мироглов
Мраморные полы, уже отполированные на семь раз и покрытые специальным раствором, вновь стали такими, словно были сделаны только вчера. Пятитонная люстра все еще находится на реставрации, а те, что поменьше, уже возвращают на место после чистки. Восстановлено первоначальное оформление стен, которое ранее было утрачено. И все это – результат долгой и кропотливой работы мастеров, которые каждый свой шаг сверяют с историческими фото.
"На люстрах многие вещи с годами прикипели. Неправильно разобрав, собрав, мы бы это сломали, и восстановить это было бы уже сложно. Это – как раритетный автомобиль. Ценится именно то, что в нем все заводское. Стоит только что-то убрать или поменять, и он теряет свою ценность. Самое важное было - правильно разобрать, восстановить и вернуть абсолютно в том же облике, в которых эти люстры были", - рассказал представитель компании-подрядчика по имени Бекжан.
В алматинском Дворце школьников ожидают возвращения с реставрации центральной люстры весом почти пять тонн
© Sputnik / Александр Мироглов
Он уверяет, что после реставрации все объекты прослужат в таком виде еще несколько десятилетий, так как в работе используются самые передовые технологии, которые гарантируют качество.
Но реставрация здания – это далеко не все, что изменится во Дворце школьников в новом году.
Новый уровень
Подростки во Дворце школьников смогут познакомиться с профессиями современности и будущего. Одна из них – 3D-моделирование, рассказали в администрации.
Уже сейчас специальная лаборатория почти полностью оснащена современной техникой, которая позволяет не только создавать проекты, но и распечатывать их на специальном принтере, пройдя весь путь – от замысла до получения готового продукта.
"Например, решили создать какого-то робота или предмет для умного дома, или игрушку. Все это ребята смогут смоделировать в специальных 3D-программах, распечатать и потом применять в своей работе, жизни. Мы знаем, как 60-70 лет назад молодые изобретатели ведущих стран мира придумывали что-то и своими руками потом мастерили. Это занимало много времени, тратились большие ресурсы. Сейчас любой ребенок сможет, если ему какая-то идея придет в голову, легко ее смоделировать, подобрать необходимые материалы и создать что-то в опытном порядке, чтобы показать, как это выглядит, как применяется и какие проблемы решает или какие функции выполняет", - рассказывает советник директора алматинского Дворца школьников по модернизации Дидар Марданов.
Советник директора алматинского Дворца школьников по модернизации Дидар Марданов
© Sputnik/Александр Мироглов
В лаборатории будут проходить обучение дети трех возрастных групп, для каждой из которых разработана своя методика.
Самые маленькие будут изготавливать простые, не требующие особых навыков прототипы: здесь главная задача – заинтересовать и увлечь детей новым делом. Ученики постарше смогут создавать прототипы с использованием сканирования различных их частей и деталей. А вот в старших группах будут постигать полный курс 3D-моделирования: от разработки сложных объектов и приборов до их печати и последующего использования в повседневной жизни.
"Когда мы оснащали лабораторию, то ориентировались исключительно на то, чтобы здесь находилось самое актуально оборудование. Не думаю, что это прямо огромные деньги, потому что это не промышленные принтеры размером с целое здание. Но могу с уверенностью сказать, что наша лаборатория в ближайшие пять-шесть лет будет отвечать духу времени. С каждым годом мы будем улучшаться, привлекать спонсоров, которые смогут нас дооснащать", - говорит Марданов.
Мне бы в небо
Другое новое направление, которое вскоре заработает во Дворце школьников, – создание дронов. В администрации уверены, что оно будет пользоваться повышенным спросом, так как беспилотные летательные аппараты в последние годы плотно вошли в нашу жизнь, и многие подростки не только мечтают о них, но и активно ими пользуются, правда, все больше в развлекательных целях.
Здесь же школьников будут учить моделировать, распечатывать на 3D-принтере детали и собирать беспилотники самостоятельно, в том числе создавать для них программное обеспечение.
Лаборатория 3D-моделирования в алматинском Дворце школьников
© Sputnik/Александр Мироглов
"Очень важно понимать, что во Дворце школьников лаборатория дронов будет не только учить разработке, управлению дронами. Мы собираемся сделать образовательное направление, которое позволить применять дроны не только в съемках и фотографировании, как в 90% случаев. Мы хотим, чтобы дроны придумывались и разрабатывались для применения в доставке еды, товаров, почты. Чтобы дроны могли выполнять функции обеспечения и мониторинга общественной безопасности и так далее. Направлений много. Мы хотим, чтобы дети смотрели на эти дроны с точки зрения максимальной применимости в экономике, в жизни", - объясняет Дидар Марданов.
По его словам, поставленные цели вполне достижимы, и говорить об этом можно уверенно на основе того, как во Дворце развивается направление робототехники - создания роботов, способных не только развлекать, но и приносить пользу на различных производствах.
Тонкая грань реальностей: как изменится жизнь через 20 лет
Еще одной и, пожалуй, наиболее интересной для подростков станет лаборатория по созданию виртуальной реальности.
По словам Дидара Марданова, с недавнего времени наблюдается новая волна роста интереса к VR-направлению.
"Виртуальная реальность в скором времени заменит нам процентов 60 нашего социального да и любого другого взаимодействия в обществе. Думаю, лет через 20 вам бы не пришлось приезжать сюда и расспрашивать меня о Дворце школьников. Через виртуальную реальность я бы показал вам то же самое, пока вы бы сидели в офисе. И это было бы ничуть не хуже. Нам не придется ходить за покупками в ТРЦ. Просто будем надевать очки виртуальной реальности и проходить по ним, покупая себе все, что хотим купить, примерить, посмотреть и так далее - и потом это все доставят", - уверен Марданов.
Лаборатория виртуальной реальности в Алматинском Дворце школьников
© Sputnik/Александр Мироглов
Он утверждает, что уже в недалеком будущем эти перемены в жизни человечества вполне реальны, и своей главной задачей администрация Дворца школьников ставит подготовить молодежь к этому и научить создавать и использовать VR в своих практических целях.
"Для малышей уровень – это VR-игры, которые, самые простые, они будут формировать здесь. Есть своя механика VR-игр. Человек надевает на себя VR- шлем или очки, его полностью оснащают датчиками, потом он идет в специальную зону тестирования. То, что они делают там, датчиками фиксируется, вносится в компьютер - и потом на базе этих данных создается VR-игра. Это самые простецкие игры, элементарные", - рассказывает собеседник.
Для средних и старших групп задания будут посложнее. Школьников будут обучать самостоятельно создавать виртуальное пространство, VR-модели, а затем интегрировать их в другие программные модули. Результатом таких работ может стать, к примеру, создание виртуального магазина. Хотя, по словам специалистов, и это не предел, так как способов использовать виртуальную реальность множество – и в экономике, и в социальной, и других сферах.
Свет далеких планет
К сожалению, в этот раз реставрация, проводимая в алматинском Дворце школьников, не доберется до местной обсерватории, которую в далеком прошлом подростки посещали с огромным интересом. Тем не менее возможность узнать больше о планетах, освоении космоса и пути, пройденном человечеством в этом направлении, у школьников будет благодаря появлению нового планетария.
Наиболее интересный объект в нем – специальный зал. Помещение, похожее на купол, может вместить два десятка человек.
Уютно расположившись на специальных пуфах в полулежачем состоянии, школьники смогут "побывать" на запусках космических кораблей, детально изучить особенности далеких планет и историю космонавтики. При этом объемная картинка, которая с помощью современных техсредств транслируется на куполе, и не менее объемный звук дадут подросткам возможность словно переместиться в пространстве и ощущать себя так, словно они находятся внутри транслируемых видеороликов.
Реставрация люстр в алматинском Дворце школьников
© Sputnik/Александр Мироглов
"За счет того, что мы используем разные контенты, которые у нас на трех языках, здесь будет интересно детям любого возраста от пяти до восемнадцати лет. Для малышей у нас мультяшное образовательное видео, для детей постарше есть контент, который объясняет, как сконструирована ракета, как выглядят планеты, на каких этапах освоения космоса сейчас находится человечество и так далее", - рассказывает один из проектировщиков и автор идеи создания планетария Андрей Кудашов.
После открытия планетарий смогут посещать группы из разных образовательных учреждений города, а учителя смогут рассказывать о космосе и планетах не по старинке, демонстрируя картинки и фото из учебников, а погрузив ребят в нужную атмосферу.
"В планах - расширять нашу видеотеку. То, что есть сейчас, – для первоначального запуска, чтобы люди увидели, как это все работает. Будем смотреть, какие еще ролики образовательные нужны, и приобретать. База есть большая – около 100 образовательных видео разного типа. Помимо этого, создается и новый контент, в том числе и по индивидуальному заказу", - пояснил Кудашов.
Доступно всем
В администрации Дворца школьников особо отметили, что новые кружки и направления будут доступны всем желающим, в том числе подросткам из малообеспеченных и многодетных семей. Кстати, и сейчас в 173 кружках и секциях из почти 8 000 получающих дополнительное образование детей около 80% - из социально-уязвимых слоев населения.
"Мы видим, что за последние десять лет подростковая преступность сильно снижается. И началось это после серьезного увеличения бюджетного финансирования дополнительного образования для детей. Это не только наш дворец, но и дома школьников, кружки при школах и так далее. И дети стали меньше вовлекаться в преступность. А платные кружки у нас, если сравнивать с частными образовательными учреждениями, по цене ниже в среднем на 70%. По сути, наш Дворец школьников – социальный проект", - говорит советник директора алматинского Дворца школьников по модернизации Дидар Марданов.