НУР-СУЛТАН, 3 дек — Sputnik. Строительство многолетнего проекта "Астана LRT" профинансирует консорциум банков. Об этом на брифинге в службе центральных коммуникаций заявил аким столицы Алтай Кульгинов.
Глава столицы отметил, что проект "Астана LRT" сложный и капиталоемкий, однако начатое дело будет завершено.
Кульгинов сообщил, что в 2016 году было подписано соглашение, но в связи с проблемами в некоторых банках проект был приостановлен.
"Архитектурный облик нашего города он ("Астана LRT") не красит. В ближайшие 10 лет будет население 2 млн, и на левом берегу компактность застройки увеличивается. Работа с банками продолжается. Идет работа с консорциумом банков. Пока не разглашается состав участников консорциума", - сообщил аким.
"Это будет выгоднее, чтобы завершить этот проект", - добавил он, отметив, что в настоящее время проводятся переговоры с банками.
Для завершения проекта необходимо привлечь около 1 млрд долларов.
"Финансирование - самый главный вопрос. Проект "Астана LRT" требует больших вложений. Конечно, установленные бетонные опоры не украшают город, это правда", - признал Кульгинов, говоря о конструкциях, которые в стране называют "памятником коррупции".
Скандальный LRT
Создать в столице Казахстана легкорельсовый транспорт LRT решили еще в 2005 году. Капсулу в честь начала строительства заложил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в 2011 году. В результате "легендарные" опоры LRT появились в столице в 2017 году. А в 2018 году "Банк Астаны", куда поступали инвестированные в проект средства, лишили лицензии. В результате в банке "зависло" около 258 миллионов долларов, выделенных на строительство легкорельсовой транспортной системы.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в 2019 году раскритиковал дорогостоящий проект и ответственных за него. Позднее бывшего замакима столицы Каната Султанбекова и экс-председателя правления компании "Астана LRT" Талгата Ардана объявили в международный розыск. По некоторым данным, за последние шесть лет на реализацию проекта LRT из бюджета выделили более 156 миллиардов тенге.
Несмотря на всю критику и убыточность проекта, в акимате Нур-Султана неоднократно заявляли, что планируют закончить строительство. Летом 2021 года возле опор появилась строительная техника. В столице заговорили о возобновлении строительства надземной дороги. Как пояснили в компании City Transportation Systems (CTS), подрядная организация - китайский консорциум CRAEG - в настоящее время ведет подготовительные работы. Эти работы связаны с проведением строительно-монтажных работ.