АЛМАТЫ, 2 дек — Sputnik. В эти выходные в Алматы пройдет IV Международный фестиваль танца Ballet Globe современного и классического балета Ballet Globe с масштабной программой спектаклей и выступлений артистов. Он посвящен легенде русского балета Майе Плисецкой.
На фестиваль в южную столицу Казахстана приедет прима-балерина Большого театра Москвы и этуаль театра Ла Скала Светлана Захарова. Она исполнит главную роль в знаменитом балете "Кармен-сюита".
В эксклюзивном интервью Sputnik Казахстан она вспомнила о первом приезде в Алматы 10 лет назад и о том, как Майя Плисецкая лично дала ей благословение на исполнение партии Кармен.
- В Алматы вы приезжаете снова спустя 10 лет. Поклонники заждались вашего визита.
- Я очень хорошо помню мой первый визит в этот город, по приглашению Ерлана Андагулова, основателя фестиваля - это был спектакль "Жизель". Воспоминания очень хорошие: прекрасная публика, замечательные зрители, которые знают, любят и понимают балет. Поэтому я с нетерпением жду моего нового визита, в этот раз приеду со спектаклем "Кармен-сюита".
- Этот балет была самым значимым произведением в жизни Майи Плисецкой. А чем ваша Кармен отличается от ее?
- Конечно же, для меня очень важен этот спектакль. Я невероятно счастлива, что мне удалось поработать с его хореографом Альберто Алонсо.
"Кармен-сюита" — одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы Жоржа Бизе "Кармен", оркестрованной специально для этой постановки Родионом Щедриным. Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал Альберто Алонсо.
Премьера состоялась 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра в Москве (Кармен — Майя Плисецкая). 1 августа того же года премьера балета состоялась и в Гаване, в Кубинском национальном балете (Кармен — Алисия Алонсо).
Мало того, я танцевала этот спектакль, когда приезжала в Москву Алисия Алонсо - потрясающая исполнительница этой партии. Кстати, Алисия Алонсо танцевала другую редакцию этого балета. Специально для нее Альберто Алонсо поставил на Кубе "Кармен-сюиту" в другой хореографии. Эта постановка отличается от той, что исполняла Майя Михайловна Плисецкой. "Кармен-сюита" — это сплошные чувства, эмоции, там проживаешь целую жизнь!
- Поделитесь вашим воспоминанием о первой встрече с Майей Плисецкой. Могли ли вы тогда представить, что будете танцевать перед ней?
- Майя Михайловна - легенда русского балета. Конечно же, я очень хорошо помню нашу первую встречу. Она пришла ко мне на репетицию, мы тогда готовились к возобновлению балета "Кармен-Сюита" в Большом театре, в честь ее юбилея. Это было уже перед самой премьерой. Майя Михайловна провела несколько репетиций. Она смотрела, говорила свои пожелания и показывала движения, делая акцент на позиции рук.
Плисецкая, Радченко и Алонсо - работа над постановкой "Кармен"
© Sputnik / Александр Макаров
/ Конечно, для меня было очень важно, что великая балерина, первая исполнительница "Кармен-сюиты", легендарная личность дала мне свое благословение на исполнение этой партии. Особенно было принятно, когда после премьеры Майя Михайловна сказала очень много теплых слов. Самое ценное для меня было услышать от нее: "Я очень рада, что ты меня не копировала, ты сделала свой образ, свою Кармен". Я понимаю, что для нее было очень важно, чтобы этот спектакль продолжал жить на сцене Большого театра.
- Вам удалось также поработать с хореографом Альберто Алонсо. Расскажите о его стиле работы? Как он видоизменил хореографию для вас?
- Альберто Алонсо приезжал в Москву в то время, когда мы готовились к юбилею Майи Михайловны Плисецкой в Большом театре. Специально для юбилея был восстановлен спектакль "Кармен-сюита". Конечно же, до того, как он приехал, мы с моим партнером, Андреем Уваровым, который исполнял партию Хосе, выучили по видеозаписям Плисецкой весь спектакль и даже успели отработать. Были готовы к его приезду.
Когда мы показали Альберто Алонсо то, что приготовили, он остановил репетицию и сказал: "Нет, нет, нет, это не то. Вы будете танцевать другую редакцию, я сейчас все покажу. Этот спектакль был поставлен в то время, когда за нами все время следили, какие-то люди появлялись в дверях балетного зала и смотрели за тем, чтобы не было каких-то откровенных сцен, поэтому, когда я приехал на Кубу, для Алисии Алонсо я поставил другой спектакль, каким бы я его хотел видеть".
Алонсо начал нам показывать совершенно другую хореографию. Представляете, за полторы-две недели до премьеры нам надо было выучить совершенно другой балет. Интересно то, что в России, кроме меня, больше никто не танцует эту редакцию. Альберто Алонсо, когда приезжал, работал только со мной и Андреем Уваровым. Он передал нам из рук в руки свой балет.