Произошло это на заре независимости - в конце 1992 года. Предприниматель из города Братска решил перегнать из Москвы в свой город три автомашины "Жигули" ВАЗ-21063.
Для сопровождения и охраны попросил руководство местного райотдела милиции выделить вооруженного сотрудника. За это пообещал подарить стражам порядка одну машину в качестве спонсорской помощи.
Стрельба на трассе
Руководство РОВД согласилось. Предприниматель набрал бригаду водителей из трех человек. Вместе с ними в Москву полетел сотрудник Братского РОВД, капитан милиции Герасимов.
В столице они получили вожделенные автомобили и двинулись на них в Братск. Когда доехали до Омска, там им посоветовали добираться дальше через Казахстан, потому что дорога на Новосибирск была разбита. Границы тогда еще между Россией и Казахстаном фактически не существовало.
В ночь на 28 декабря колонна почти добралась до райцентра Железинка. Неожиданно их на трассе обогнали "Жигули" ВАЗ-2106 с открытыми окнами. В машине сидели люди в камуфляже. Один из них высунулся с автоматом и жезлом, крикнул, чтобы колонна остановилась. Для подтверждения серьезности своих намерений преследователи полоснули в воздух очередью из трассирующих пуль. В темноте это выглядело особенно эффектно.
Колонна замерла. Капитан милиции понял, что это бандиты. И когда один из них, подойдя к машине, направил ему в голову пистолет, он выстрелил в нападавшего из своего табельного "Макарова". Бандит упал. Герасимов стал в темноте палить по его подельникам.
Те ответили автоматным и пистолетным огнем. Одна из пуль попала в бедро капитану, но он продолжал стрелять. Вскоре у него закончились патроны, и милиционер отбросил свое бесполезное оружие в сторону. Бандиты напали на него, били руками, ногами, автоматом.
- Посмотри, что ты наделал! - кричали они, указывая на лежавшего на снегу своего раненого и хрипевшего приятеля.
В перестрелке пуля бандитов задела и одного из водителей. К счастью, ранения у него и у капитана оказались легкими.
Нападавших было пятеро. Избив вместе с милиционером всех перегонщиков, они обыскали их и машины. У одного из водителей нашли 156 тысяч рублей, предназначавшихся для покупки бензина в дороге и питания шоферов, и 30 тысяч его личных денег. Затем затолкали всех, в том числе и милиционера, в один из перегоняемых "Жигулей", и вывезли в степь, километра за полтора от трассы. Закрыли автомобиль, спустили у него колеса, забрали насос и, наказав пленникам не двигаться, так как "машина заминирована", уехали.
Водители с милиционером потихоньку открыли дверь авто и выбрались на трассу. На ней сиротливо стоял только один их автомобиль. У него было пробито пулями колесо - видимо, поэтому налетчики и оставили его. На втором они уехали, забрав теплые вещи перегонщиков, табельный пистолет офицера милиции и его служебное удостоверение.
Водители вместе с капитаном долго не могли понять, где они находятся. Поэтому, заменив колеса на двух машинах, развернулись и поехали назад, в Омск.
Там в милиции заявили о разбойном нападении на них. Когда выяснилось, что это произошло на территории Казахстана, омичи связались с коллегами из Павлодарского УВД. Те посоветовали отправить потерпевших в Железинку.
Пациент с огнестрелом
А спустя примерно час после нападения на трассе в приемный покой больницы райцентра Качиры Павлодарской области женщина завела молодого человека. Сказала, что его подбросили ей какие-то мужчины.
У парня оказалось сквозное огнестрельное ранение грудной клетки. Когда его начали раздевать, из свитера выпала пуля. Медики сразу же, как и положено в таких случаях, сообщили об огнестреле в райотдел милиции. Там уже знали о происшествии на трассе. Поэтому раненого допросили, задержали, а потом арестовали, благо, что ранение его оказалось не столь серьезным. Пулю забрали в качестве вещдока.
Задержанный оказался 24-летним Асланбеком Идрисовым. Вину свою в разбойном нападении на братских водителей он отрицал. Качирским оперативникам рассказал, что приехал из поселка под Владикавказом, где произошел межнациональный конфликт с осетинами. Во время этих событий получил контузию при взрыве гранаты, и с тех пор у него проблемы с памятью.
А из Ингушетии он ехал якобы к своему знакомому в Качиры. На разных видах транспорта добрался до села. Но на улице его остановила группа парней. Спросили, кто он и откуда. Ответ сельчанам не понравился, и приезжего избили, а кто-то из них выстрелил в него. Он потерял сознание и очнулся уже в больнице.
"То же самое Идрисов повторил на допросе и мне, - рассказал автору этих строк работавший в то время старшим следователем следственного отдела УВД Павлодарской области, Владимир Вязнюк. - Я дал ему лист бумаги и предложил нарисовать маршрут, по которому он шел в Качирах. На какой улице в него стреляли, в каком месте?
Парень все изобразил. Я тут же отправил поручение начальнику Качирского РОВД - опросить людей, живущих на этой улице: слышали ли они выстрел в ночь на 28 декабря?
Коллеги добросовестно поговорили с жителями пяти кварталов села. Никто из них никакого выстрела в ту ночь не слышал", - вспоминает бывший старший следователь.
А экспертиза определила, что пуля, изъятая из свитера обвиняемого, выпущена из табельного пистолета капитана милиции из Братска. Для этого Владимиру Вязнюку пришлось слетать в командировку в город на Ангаре, где он изъял пулю и гильзу в гильзотеке местного УВД, отстрелянные из пистолета капитана Герасимова. Кроме того, назначил экспертизу по свитеру арестованного. Она также подтвердила контакт ткани с пулей.
Версия Идрисова рассыпалась.
Разбой в гараже
Кроме того, как выяснило следствие, 27 декабря 1992 года, Идрисов, за несколько часов до разбоя на трассе, совершил еще одно преступление. Около 17 часов он, вместе с двумя лицами, которых следствию не удалось установить, приехал в павлодарский гаражный кооператив по улице Мира. Гости были вооружены пистолетом Макарова и ножом.
Там они напали на владельца одного из гаражей Вадима Крылова и его сына Николая. Отец стал сопротивляться, и бандиты прострелили ему бедро. Избив обоих мужчин, они забрали из кармана у раненого 160 тысяч рублей, зажигалку и норковую шапку у сына, связали потерпевших и скрылись.
Владимир Вязнюк за месяц с небольшим закончил это дело. За что, приказом Министра внутренних дел, ему на год раньше срока присвоили очередное звание "подполковник".
"Никого из своих подельников Идрисов не сдал. А в это время было зарегистрировано несколько разбойных нападений на трассах Павлодарской области, в основном - на груженые фуры. И там тоже фигурировали камуфляж и автомат. Хотя материалы в отношении остальных участников разбоя в отношении отца с сыном и водителей были выделены в отдельное производство, организованы поисковые мероприятия, найти никого из подозреваемых, как и похищенную машину, не удалось", - рассказал Владимир Вязнюк.
Против фактов не попрешь
Асланбек Идрисов предстал перед судом. Вина его в нападении на водителей автомашин на трассе и на отца с сыном в гараже была доказана показаниями потерпевших, опознавших его, а также вещественными доказательствами. Доводы Идрисова о том, что он получил контузию, вызвавшую провалы в памяти, опровергла судебно-психиатрическая экспертиза. Она показала, что никакими психическими заболеваниями подсудимый во время совершения преступлений не страдал, был вменяем, и нарушений памяти у него не выявлено.
Идрисова приговорили к 12 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии усиленного режима. С него взыскано около 500 тысяч рублей в пользу потерпевших.
(Все фамилии, кроме сотрудников милиции, изменены)