Замакима о строительстве LRT в Алматы: повторения астанинского сценария не будет

Строить LRT по верхней Талгарской трассе начнет частный инвестор уже в следующем году
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АЛМАТЫ, 24 ноя — Sputnik. В южной столице с 2022 года начнут строить LRT – легкорельсовый транспорт. Он свяжет Алматы и город Талгар. Об этом сообщил замакима мегаполиса Серик Кусаинов на общественных слушаниях по теме "Состояние и перспективы развития транспортной инфраструктуры Алматинской агломерации".

По его словам, в следующем году запланировано строительство LRT по верхней Талгарской трассе. Для этого привлекут частного инвестора, который сделает все за свой счет.

"Есть инвестор, он ведет легкорельсовый трамвай из Талгара в Алматы, строительство начнется в следующем году. Было принято решение, что этот инвестор может зайти в город и пойти по трамвайной линии на улице Толе би", – сказал Кусаинов.

В свою очередь менеджер проекта программы развития ООН в Казахстане "Устойчивый транспорт Алматы" Елена Ерзакович говорит, что к проекту LRT в Алматы и к компании Rail Jet, которая реализует проект, есть много вопросов.

"Говорить, что они обещают построить трамвай за счет своих средств, некорректно. Они претендуют на средства из бюджета, но тогда все должно быть открыто и прозрачно, не должно быть повторения астанинского сценария с прямым соглашением", — считает Ерзакович.

Серик Кусаинов заверил, что повторения астанинского сценария со строительством LRT не будет.

"Повторения астанинского сценария не будет. Акимат города не выделяет средства, это государственно-частное партнерство. Средства из бюджета будут выделяться уже после того, как проект будет запущен", - отметил замакима.

Он добавил, что, согласно действующим законам, будут дотации и субсидии для перевозок.

Алматинский LRT

В 2017 году в акимате Алматы сообщали, что в городе запустят скоростной трамвай в 2021 году. В конце августа 2018-го объявили первый этап международного открытого двухэтапного конкурса по определению частного партнера по проекту "Строительство линии легкорельсового транспорта в Алматы".

Он завершился в январе 2019 года, однако второй этап конкурса так и не был проведен.

Летом этого года градоначальник Бакытжан Сагинтаев говорил, что только строительно-монтажные работы LRT стоят почти 300 миллионов долларов. Проект по завершении будет стоить миллиард долларов. Тогда он сказал, что городской бюджет города не поднимает такой дорогостоящий проект, а средства из республиканского бюджета уже направляются на строительство метрополитена.

Памятник казахстанской коррупции - Astana LRT

Создать в столице Казахстана легкорельсовый транспорт LRT решили еще в 2005 году. Капсулу в честь начала строительства заложил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в 2011 году.

В результате "легендарные" опоры LRT появились в тогда еще Астане в 2017 году. А в 2018 году "Банк Астаны", куда поступали инвестированные в проект средства, лишили лицензии. В результате в банке "зависло" около 258 миллионов долларов, выделенных на строительство легкорельсовой транспортной системы.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в 2019 году раскритиковал дорогостоящий проект и ответственных за него. Позднее бывшего замакима столицы Каната Султанбекова и экс-председателя правления компании "Астана LRT" Талгата Ардана объявили в международный розыск.

По некоторым данным, за последние шесть лет на реализацию проекта LRT из бюджета выделили более 156 миллиардов тенге.

Судебный процесс по делу "Астана LRT" начался в Нур-Султане 29 октября 2020 года. На скамье подсудимых оказались семь человек, которых обвиняли в хищениях на сумму 5,8 миллиарда тенге (свыше 13 миллионов долларов).

Несмотря на всю критику и очевидную убыточность проекта, в акимате Нур-Султана неоднократно заявляли, что планируют закончить строительство. По словам акима столицы Алтая Кульгинова, на сегодняшний день они занимаются поиском инвесторов для реализации проекта.