Встретят ли в Казахстане Новый год при свечах? Эксперт об отключении света

Почему казахстанцы вынуждены сидеть без света, когда это закончится и чем являются майнеры для Казахстана - благом или бедствием?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Этой осенью жители нескольких регионов Казахстана жаловались на временные отключения электричества.

Власти связали проблему с деятельностью майнинговых ферм?

Как относиться к массовому притоку майнеров в Казахстан, и правда ли, что они перегружают энергосистему Казахстана? Есть ли риск того, что жители страны встретят предстоящий Новый год при свечах? Об этом Sputnik Казахстан побеседовал с экспертом в сфере энергетики и экономистом Петром Своиком.

По мнению эксперта, до Нового года при свечах дело не дойдет, хотя "кое-какие отключения все-таки неизбежны".

"Энергетики - народ опытный и выносливый, до свечей под Новый год они нас не доведут, будем надеяться. Прямо так, чтобы все посыпалось, и мы остались при свечах - нет, до этого не дойдет", - заявил Своик во время видеоинтервью.

Он считает, что майнинг в данной ситуации - лишь катализатор существующих проблем.

О майнинге и майнерах

"Бороться нужно не с майнингом, а с дефицитом электроэнергии. Вот на что надо направить основные усилия. Установленный ресурс по выработке мощности уже подошел к реальной потребности. А с учетом того, что оборудование чаще, чем полагается, выходит из строя (оно у нас уже старенькое), то часто бывает так, что нам приходится покрывать нагрузки через расширенную закупку из России", - рассказал Своик.

При этом эксперт назвал майнинг "шикарной штукой для энергетиков", так как фермы располагаются близ генерирующих мощностей. К тому же их работа приводит к появлению цифровых денег. Другой вопрос – какое их количество попадает в экономику Казахстана, ведь налог на майнинг составляет копейки.

"Что такое майнинг в Казахстане? Это бизнес, который потребляет электроэнергию близко к шинам крупных электростанций, от 10 тенге и меньше за 1 кВт⋅ч. Сколько они платят налогов со своего бизнеса? 1 тенге за 1 кВт⋅ч. То есть майнер берет столько-то миллионов киловатт-часов и платит по одному тенге. А сколько стоит сама цифровая валюта? Мы этого не знаем", - продолжает Своик.

Этот вопрос должен ставить прежде всего Минфин, а также парламент Казахстана.

"Вы чего развиваете? Вы развиваете цифровую экономику, которая дает высокий эффект, или вы просто используете все более дефицитные электрические мощности для того, чтобы работать на чужого дядю, получать энные доходы, которые, скорее всего, на порядок или на два порядка больше того, что вы оставляете в Казахстане? И вопрос, вообще, чей это бизнес и почему он в Казахстане существует", - добавил эксперт.

Майнинг нужно не изгонять, а легализовать и национализировать, чтобы доходы от таких предприятий попадали напрямую в государственную казну, считает он.

О критике KEGOC

Один из опрошенных ранее экспертов назвал возможным виновником сложившейся ситуации компанию KEGOC, которая отвечает за передачу электроэнергии по Казахстану. По мнению критика, KEGOC раздал больше разрешений на присоединение к сети, чем нужно. 

В ответ на такую критику Своик заявил, что деятельность KEGOC направлена на расширение своего рынка:

"KEGOC - это, с одной стороны, просто высоковольтная сетевая компания. Это тоже бизнес, хоть и регулируемый государством. А что должен делать бизнес? Стремиться к расширению своего рынка. И представить себе, что какой-то потребитель приходит в KEGOC и говорит: "Подключи меня", а тот говорит: "Нет, не буду". Это все равно, что ты зашел в магазин, а продавец отвернулся и говорит: "Вот товары, но я тебе их не продам".

По некоторым оценкам, "белые", то есть легальные майнеры, потребляют в Казахстане около 500 МВт в год.

"Возможно, "серый", то есть нелегальный майнинг, берет столько же или, допустим, даже больше. Допустим, весь майнинг (и "белый", и "серый") забирает где-то 1500 МВт. При этом нынешняя располагаемая мощность (то, что может дать система) составляет 16 000 МВт. То есть, в целом, можно сказать, что весь майнинг берет чуть меньше 10%. Это существенно, но все-таки не очень", - сказал Своик.

Вместе с тем в Казахстане работают около 20 крупных промышленных предприятий, которые забирают около 40% от всей электрической мощности. Некоторые из них производят продукцию, а затем продают ее за границу по "весьма дешевой цене".

"Если вы спросите, каков тариф, например, на Аксуском или Актюбинском ферросплавном заводах, я вам не скажу. Потому что это секрет. В Казахстане не секретными являются только тарифы для населения и МСБ, про это мы с вами знаем. А каковы тарифы для серьезных заводов - это секрет. Это такой энергорынок, на котором, чем ты весомее и влиятельнее, тем дешевле тебе достается киловатт", - добавил Своик.

По мнению эксперта, информация о тарифах для таких предприятий должна быть публичной.

Ранее Минэнерго пообещали принять меры по выявлению "серых" майнинговых ферм. Почему, по мнению Своика, это будет сложно и как вообще работают "серые" фермы, смотрите в видеоинтервью.