Фьючерсный рынок газа в Европе продемонстрировал полную неуправляемость: если в начале августа 1000 кубометров стоила 515 долларов - и это считалось очень дорого, то к октябрю цена взлетела до 1 937 долларов за тысячу кубометров.
После того, как президент РФ Владимир Путин заявил об увеличении предложения российского газа на мировом рынке, началось такое же стремительное падение цены: уже 7 октября котировки опустились ниже 1 000 долларов.
О том, что происходит на рынке и кто теперь законодатель цен, в беседе на радио Sputnik рассказал экономист Михаил Хазин. Он заявил, что официальные статистические данные, которые публикуют страны, МВФ и прочие институты, не имеют никакого отношения к реальности.
"Механизм экономического роста закончился, и чехарда на газовом рынке тому подтверждение. Об этом же сказал глава "Роснефти" Игорь Сечин на XIV Евразийском экономическом форуме в Вероне. Он подтвердил выводы, прозвучавшие в валдайской речи президента России: механизм экономического роста закончился", - заявил Хазин.
Чтобы организовать переход к новой экономической модели, нужны деньги.
"Кстати, кризис 2008 года начался ровно в тот момент, когда эффективность печатания денег стала нулевой, то есть деньги печатают, а экономического роста не происходит", — отметил экономист.
По его словам, из-за обилия бумажных сделок на спотовом рынке газа необходимо учитывать все реальные газовые контракты "где-то в одном месте", чтобы избежать катастрофического дефицита газа и нефти в Европе. Но это только один элемент общей, глобальной проблемы.