АЛМАТЫ, 31 окт — Sputnik. Уже более полугода, практически ежедневно, Аяулым Бекеткызы просыпается в четыре утра, а в шесть берет на борт своего автобуса алматинского маршрута №73 первых пассажиров. Но чтобы осуществить детскую мечту и стать профессиональным водителем, ей потребовалось более 10 лет.
Почему девочка из глубинки мечтала водить автобус и каким был путь к цели, узнали корреспонденты Sputnik Казахстан.
Неподдельный интерес
Впервые с Аяулым Бекеткызы я столкнулся совершенно случайно, примерно месяц назад, возвращаясь с железнодорожного вокзала "Алматы-1": просто сел в первый попавшийся автобус, который шел в сторону центра по небольшим привокзальным улочкам.
Субботний теплый день, никуда не спешащие люди, полупустой салон, залитый ярким осенним солнцем. Никаких особых дел на остаток дня не было, а потому можно было спокойно смотреть в окно, отгоняя, словно мух, мысли о том, что нужно обязательно успеть сделать на предстоящей неделе.
Автобус ехал равномерно, плавно притормаживая у остановок и так же плавно вновь трогаясь в путь, когда я обратил внимание, что один из пассажиров направился в сторону кабины, заблаговременно достав свой смартфон.
Так алматинцы обычно делают, когда недовольны водителем и намерены снять какие-то нарушения, чтобы через соцсети пожаловаться в автопарк.
Сделав несколько снимков, мужчина сказал что-то невнятное, но, судя по интонации, доброе и душевное, и буквально выпорхнул из салона, когда двери автобуса открылись на ближайшей остановке.
Я бы, наверное, не придал значения этой ситуации, если бы вошедший через переднюю дверь на следующей остановке парень лет 25 не сделал бы почти то же самое.
Оплатив проезд, он немного постоял в середине салона, а потом мелкими, еле заметными шагами, стал продвигаться в сторону водителя, а после, некоторое время, периодически поглядывал через плечо на человека за рулем.
Любопытство взяло вверх, а потому, подъезжая к своей остановке, я тоже решил выйти через переднюю дверь автобуса. И, только когда поравнялся с водителем, понял, чем был вызван интерес пассажиров к нему. Вернее, к ней.
За рулем сидела девушка лет тридцати. Пилотка на голове прикрывала аккуратно собранные и заплетенные в косу волосы, а неброский макияж, белый накрахмаленный воротничок и темно-синяя форма компании-перевозчика почему-то вызвали ассоциации не с водителем автобуса, а со стюардессой.
Очень нужно подрасти
Выяснить, в каком автопарке работает Аяулым, было несложно: уж очень хотелось узнать, что заставило хрупкую и яркую девушку выбрать профессию, которая и мужчине-то не каждому по плечу.
А вот договориться о встрече с ней для интервью оказалось делом непростым: каждая минута на маршруте расписана. За исключением так называемого отстоя – времени, которое предназначено на короткий отдых и перекус. Именно в такой 35-минутный промежуток между рейсами мы и встретились на конечной остановке у железнодорожного вокзала Алматы-1.
Припарковав автобус в нескольких десятках метров от нас, Аяулым вышла, поздоровалась и предложила пройти в салон: у вокзала всегда шумно и многолюдно, а привлекать к себе внимание праздных зевак девушка явно не хотела. Говорит, ей этого и на маршруте более чем достаточно.
Как оказалось, в Алматы Аяулым Бекеткызы приехала тринадцать лет назад. В свои девятнадцать, уезжая из небольшого поселка Каракемер Кордайского района Жамбылской области, она точно знала, чем будет заниматься в Алматы.
"Мой папа – фельдшер. Но было время, когда он несколько лет работал водителем автобуса. Вот с тех пор я решила, что тоже хочу автобус водить", - смеется Аяулым.
По ее словам, понимая, что в столь юном возрасте, без стажа и навыков, сразу в автопарк ее никто не возьмет, юная мечтательница решила для начала попробовать себя в качестве водителя троллейбуса. Сразу после приезда в мегаполис, отбросив волнения и набравшись смелости она пошла устраиваться на работу. Но и здесь ее ждал неприятный сюрприз.
"Оказалось, что я не только по возрасту им не подхожу. Но и по весу. Вы же знаете, у троллейбуса штанги есть. Они часто вылетают, и их нужно снова на троллей ставить. А они – тяжелые. Мне, чтобы с ними справиться, ни сил, ни веса не хватало. Тогда мне сказали, чтобы приходила, когда мне 21 год исполнится", - с нескрываемой улыбкой вспоминает Аяулым.
Кто знает, как бы дальше сложилась жизнь, если бы однажды, уставшая от монотонного образа жизни, она вновь не вспомнила о мечте детства и вновь не пришла в троллейбусный парк.
Настойчивость Аяулым на этот раз была вознаграждена.
"Меня приняли, обучили всему, что нужно уметь. Учеба шла три месяца. Тогда вопросов к возрасту и весу уже не возникло – к тому времени я уже плотненькая была, мне - 23 года. Два месяца теории, еще месяц на линии стажировалась, а как окончила – вышла на работу. В итоге, водителем троллейбуса проработала восемь лет", - рассказывает Аяулым.
По словам девушки, родители, оставшиеся дома, в Каракемере, нисколько не были удивлены тем, что дочь все же добилась своего.
Никто от сделанного ей самой выбора отговаривать не стал, зная, что Аяулым с детства не только очень интересовалась техникой, но и умела с ней очень аккуратно и внимательно обращаться. При этом они были уверены, что конечной цели, которую изначально ставила перед собой дочь – водить автобус, обязательно ей покорится.
Так оно и случилось. Правда, спустя целых восемь лет.
"Водить автобус – это была моя мечта. Когда пришла в автопарк, проблем в связи с тем, что я женщина, не возникло. Они посмотрели на мой стаж вождения троллейбуса. Отзывы у меня хорошие были, характеристика замечательная, даже почетные грамоты есть", - говорит Аяулым.
Трудовые будни
К настоящему времени за рулем автобуса Аяулым уже более полугода. И, как признается, абсолютно счастлива, а на работу каждый день идет, как на праздник. И это несмотря на то, что просыпаться приходится в четыре утра, а в шесть - уже выходить на линию. При этом, говорит девушка, выйти на маршрут без макияжа или в неотглаженной форме она не позволяет себе никогда – стыдно да и чувствовать себя будет неуверенно. А так – внимание, как ежедневные бонусы для хорошего настроения.
"Проходит человек через переднюю дверь в салон. Через какое-то время возвращается и смотрит. И прямо в глазах удивление читается: "Не может быть! Девушка… за рулем!". Интересуются многие, не страшно ли мне водить такую громадину. Я отвечаю, что не страшно. Даже водители легковых машин, когда на светофоре стоишь, если замечают, то, пока зеленый свет не загорится, сидят, в упор смотрят внимательно. Некоторые даже стараются так, чтобы на следующем светофоре рядом стоять. И снова смотрят", - смеется Аяулым, вспоминая свои ежедневные "приключения" на работе.
Хотя, признается она, случаются и неприятные моменты, когда кто-то из пассажиров, находясь явно в дурном настроении, пытается выместить всю свою агрессию на водителе, вне зависимости от того, чем она вызвана. Но и на этот случай, говорит Аяулым, у нее есть ответ, который срабатывает всегда – обезоруживающая улыбка.
"Да, вы правы, встречаются люди нервные, злые. Начинают шуметь, недовольство свое показывать чем-то. А я сижу и улыбаюсь им в ответ. Никогда не нагнетаю обстановку. Смотришь, потихоньку, постепенно отходить начинают. Но, в основном, люди положительно реагируют. На остановках часто сфотографироваться с ними просят", - рассказывает она.
Кстати, по словам Аяулым, работа в мужском коллективе – еще один большой плюс в выбранной ею профессии. Неуважительных шуточек коллеги в ее адрес не отпускают: кто-то побаивается темпераментного ответа, но большинство искренне уважают и стараются помогать.
"В мужском коллективе работается как-то спокойнее, увереннее", - говорит девушка.
Абсолютное счастье
По словам Аяулым Бекеткызы, сейчас в ее жизни наступил самый счастливый период: добилась работы, о которой мечтала, воспитывает дочь, выходные старается проводить с родителями. О любви к автобусу может говорить часами, вспоминая ситуации и истории, в основном, позитивные, которые с ней происходили.
Вернуться на работу водителем троллейбуса - как кажется большинству людей несведущих, более легкую - даже не думает. Говорит, что сложнее - да и не так интересно, как за рулем автобуса.
"Автобус водить гораздо проще чем троллейбус. На "верхней дороге" (троллей), часто зажимки бывают, обрывы. То есть, следить нужно успевать не только за дорогой, но и за проводами – и вверх и вниз смотреть. А когда ДТП или машина сломанная перед тобой встала, ты не можешь объехать. Менять работу, даже в мыслях не собираюсь. На работу хожу с желанием, с кайфом, с удовольствием. Лично мне эта работа никогда не надоест. Она очень интересная и мне нравится", - говорит Аяулым.
О возможных ЧП на дорогах она говорит неохотно, даже несмотря на то, что за все годы водительской практики их у нее не случалось: вероятно или примета плохая или, чтобы не сглазить.
Наше прощание с Аяулым Бекеткызы было коротким, как раз на той самой остановке общественного транспорта, где я увидел ее впервые. А еще, после этой встречи, заметил за собой одну особенность: теперь, заходя в любой автобус, любого маршрута, я машинально бросаю взгляд на водителя, в надежде: "А вдруг за рулем – женщина?". Сегодня, говорит Аяулым, их в городе за рулем автобусов работает около десяти человек.