Дети на границе, или Как колумнисту Sputnik удалось сняться в кино

Согласитесь, далеко не каждый может увидеть свое имя в титрах настоящего художественного фильма, да еще снятого студией имени Шакена Айманова? А автор этих строк может.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В 1969 году на экраны СССР вышла в прокат кинокартина "У заставы "Красные камни" казахстанского режиссера Шарипа Бейсембаева. И мне досталась в ней эпизодическая роль дежурного по погранзаставе.

"На границе тучи ходят хмуро…"

События в фильме развиваются вблизи государственной границы тогда еще Советского Союза. Однажды здесь в семье табунщика летние каникулы соединили на какое-то время трех ребятишек: внука табунщика Кабыша, его двоюродного брата Таната, приехавшего погостить из города, и дочь начальника погранзаставы Олю. Танат - столичный мальчишка, который поначалу хвастается перед ребятами своими познаниями, однако зачастую попадает впросак. Но вскоре все трое находят общий язык и становятся настоящими друзьями. Поэтому, когда внезапно возникает тяжелая ситуация, только крепкая дружба и взаимовыручка помогают им выйти из нее с честью. Дети проявляют себя, как герои, помогая пограничникам в задержании нарушителей.

Главную героиню - дочь начальника заставы Олю - великолепно сыграла девочка Валерия Асырбекова. На роль ее отца был приглашен известный артист Олег Мокшанцев ("Девять дней одного года", "Вечный зов", "Красная палатка", "Прощальная гастроль артиста", "Ночной дозор" и др.). Образы деда и бабушки создали народные артисты Казахской ССР Каукен Кенжетаев и Сабира Майканова. Кабыша - Болат Калымбетов, Таната - Нуржан Журтанов. Шпионов - дядю Лешу и геолога - артисты Константин Тыртов и Виктор Подтягин. В фильме звучит песня Александра Зацепина на слова Леонида Дербенева.

Актеры в погонах

В съемочную группу автор этих строк попал случайно. В 1968 году я проходил срочную службу в Восточном пограничном округе в городе Алма-Ате в должности инструктора-картографа управления округа. Начальником у меня был подполковник Ильясов. Его назначили военным консультантом кинокартины "У заставы "Красные камни", работа над которой тогда начались в столице Казахской ССР. И однажды, когда у него на работе собралось руководство фильма, он предложил:

- Чего мы ищем на роли пограничников гражданских, если вот - готовые актеры! - И указал на меня и зашедших ко мне связистов управления, тоже срочников. Гости с ним согласились. Так судьба моя и товарищей была решена.

Съемки с нашим участием проходили высоко в горах, в бывшем пионерском лагере, который использовался создателями фильма в качестве пограничной заставы. Мне выпала роль командира отделения и дежурного по заставе. В связи с чем хочу рассказать о некоторых моментах съемок.

Помню, как нас возили на покрытом брезентом ГАЗ-66 по горному серпантину. Временами колеса машины проходили в нескольких сантиметрах от края пропасти, и ощущения, которые мы испытывали при этом, были отнюдь не из приятных. Немного успокаивало только то, что молодых водителей за рулем сменили опытные "дембеля". Но и у них не было опыта езды по горам. Слава Богу, никаких несчастных случаев с нами не произошло.

"В ружье!"

В фильме есть кадры, когда застава поднимается по тревоге. В окнах нашей "казармы" зажигается свет (включали мощный прожектор), и мы выскакиваем из дверей и сбегаем по лестнице.

В то время стояла осень, в горах уже выпал снег (в фильме его "закрасили", потому что, по сценарию, должно быть лето). Ступеньки лестницы обледенели, и, чтобы не упасть, пришлось хвататься за перила крыльца.

Когда первый дубль отсняли, я увидел, что ладонь моей левой руки вся в крови - перила, как и лестница, оказались покрытыми коркой колючего льда. Такая же история была и у моих товарищей. Поэтому во втором дубле мы уже старались не трогать перила. К счастью, никто при этом не упал.

После спуска с лестницы надо было пробежать еще несколько десятков метров. Нам сказали, что делать это надо с хорошей скоростью - как и положено по тревоге. Поэтому я сразу рванул, как говорится с места в карьер - недаром был одним из лучших спринтеров во взводе. И оказалось, что зря.

- Ты куда помчал! - наехал на меня оператор. - Ребята от тебя метров на 20 отстали.

Мне стало стыдно. Тем более, что я бежал налегке - с пистолетом, а у моих "подчиненных" были автоматы с подсумками. Пришлось повторить пробежку.

Но и на этот раз нам не повезло. Правда, уже не по моей вине. Кто-то из ребят споткнулся и упал. Естественно, такие кадры не годились для фильма.

Сил уже не было, однако пришлось все повторить. Третий дубль оказался удачным.

Мы присели, чтобы отдышаться, но подошел звукооператор.

- Ребята, у меня звук плохо записался, надо чтобы был слышен ваш топот, а получается какое-то шарканье. Давайте еще разок.

Раздались возмущенные возгласы, и несколько человек отказались от бега. Звукооператор уговаривать их не стал, сказав, что ему хватит и топота оставшихся. При этом нам разрешили бежать без оружия. Мы стучали по асфальту "кирзачами" из последних сил. Не знаю, как справились с этой задачей, но звукооператор к нам больше не подходил.

Что интересно, потом все наши потуги уложились в фильме в несколько десятков секунд экранного времени.

Сослуживцы, участвовавшие в кадрах погони за нарушителями границы, рассказывали, что перед съемкой их заставили взбежать на сопку и спуститься вниз, чтобы зритель поверил, что они действительно устали, догоняя "шпионов". И потом догонять их им пришлось тоже несколько раз.

Как говорится, искусство требует жертв. А тем более кино - по выражению вождя пролетариата, - "важнейшее из искусств". В этом мы убедились на собственной шкуре, то бишь, на своих ногах.

Зато перед съемкой машины, падающей в пропасть, режиссер Шарип Бейсембаев умолял операторов:

- Ребята, сделайте хороший кадр, второго дубля у нас не будет, понимаете?

Операторы понимали, поэтому кадры катящегося в пропасть автомобиля получились отменные.

Хвостатый пограничник в отставке Чижик

В фильме задействована овчарка по кличке Чижик. Как рассказал нам работавший с ней кинолог, пес служил на границе, а затем по старости был списан. И вот теперь хорошо пригодился в кино. Чижик быстро подружился с главной героиней фильма Олей и выполнял все ее команды. Конечно, под контролем кинолога.

В перерывах между работой вся съемочная группа развлекалась тем, что играла с собакой в футбол. Мы становились в круг и пинали друг другу мяч, а Чижик норовил его перехватить. Иногда ему это удавалось, и тогда кинологу приходилось отбирать снаряд у своего подопечного, потому что при наших попытках сделать это пес угрожающе рычал.

Однажды я шел по территории пионерлагеря, то есть, погранзаставы, и увидел нашего Чижика, сидящего на толстой цепи. Мне стало жаль его, я отвязал цепь от беседки и пошел с псом прогуляться.

Он был мне благодарен за освобождение из плена и резво тянул вперед. Вдруг наш безмятежный променад был прерван грубыми криками. Навстречу бежал хозяин собаки с перекошенным лицом.

- Стой! - вопил он. Отпусти его! Чижик, ко мне!

Я бросил тяжелую цепь, и пес, волоча ее по земле, покорно потрусил к хозяину.

После этого мне пришлось выслушать гневную тираду кинолога, из которой я понял, что Чижик мог меня, дурака, порвать. И, не дай Бог, если я еще раз так попробую с ним прогуляться без спроса.

Мои робкие доводы о том, что меня собаки любят с детства и не кусают, потонули в разъяренных криках хозяина пса.

Я думаю, кинолог не учел того, что Чижик много лет жил на заставе, среди пограничников. Он хорошо запомнил запах их формы, понимал, что ее носят его друзья. Поэтому вряд ли он набросился бы на меня, одетого в ту же самую форму. Тем более, что уже успел привыкнуть к участникам съемок. Однако пришлось пообещать больше Чижика не трогать.

Моя роль

У меня геройских кадров в фильме нет - в нескольких эпизодах я - дежурный по заставе и одновременно - командир отделения. В первых кинокадрах дочь начальника заставы Оля приходит к своему отцу. Все пограничники, в том числе и автор этих строк, шутливо приветствуют ее словами "Здравия желаю!" И я, как положено, докладываю командиру о прибытии гостьи. Потом еще несколько раз появляюсь в кадрах, выполняя свои служебные обязанности. И еще, как уже говорилось, играл роль командира отделения, хотя там, в темноте, не понять, кто бежит.

Этих эпизодов было отснято гораздо больше, чем зрители увидели их на экране. Но такова специфика работы кинорежиссера, который, как скульптор, обрубает все лишнее, рождая свое творение.

Иных уж нет, а те далече…

Почти все взрослые актеры, принимавшие участие в фильме, сегодня уже ушли в мир иной - все-таки, с момента его выхода прошло уже более полувека. Нет рядом с нами народных артистов Казахской ССР Каукена Кенжетаева и Сабиры Майкановой, сыгравших в киноленте роли дедушки и бабушки. Каукен Кенжетаев прожил почти 92 года, запечатлев своих экранных героев в 20 кинокартинах и работая в Казахском государственном театре оперы и балета.

За свои почти 80 лет жизни Сабира Майканова запомнилась зрителю по 14 фильмам и почти четырем десяткам ролей на сцене Казахского театра драмы. В прошлом году не стало заслуженного деятеля искусств Казахской ССР Чапая Зулхашева (Сабитов), снявшегося, кроме этого фильма, еще в семи кинокартинах и всю жизнь отдавшего театру.

Давно ушел из жизни фронтовик, заслуженный артист РСФСР Олег Мокшанцев (командир заставы), сыгравший более 60 ролей в кино, всемирно известный мастер дубляжа. И также - его российский коллега Константин Тыртов (шпион дядя Леша), известный зрителям по более чем трем десяткам фильмов и мастерству дубляжа, озвучивший более тысячи зарубежных кинокартин.

Но, тем не менее, как явствует из Интернета, жив еще Шарип Бейсембаев и здравствуют молодые актеры фильма "У заставы "Красные камни".

Шарипу Бейсембаеву сейчас - 95 лет. Фильм "У заставы "Красные камни" был четвертым его проектом. До этого он режиссировал кинокартины "Это наш сын" (1959), "Там, где цветут эдельвейсы" (1965), "Звучи, там-там" (1967). Последняя его работа - "История слабой женщины", вышедшая на экраны в 1986 году, когда ему было 60 лет, и ставшая двенадцатой по счету. Кроме того, он снялся в фильме "Мы взрослые" в роли деда Иллариона.

Болат Калымбетов (в фильме - внук табунщика Кабыш) стал актером, режиссером и сценаристом, получил звание заслуженного артиста Казахской ССР. На его счету - роли в более чем полусотне кинокартин, среди которых - "Тройной прыжок пантеры", "Мы - взрослые", "Рэкетир", "Ангелочек". Фильм "У заставы "Красные камни" стал уже второй его картиной, до этого была "Путешествие в детство". Сейчас он - преподаватель кафедры актерского мастерства в Академии имени Жургенева.

У народного артиста Нуржумана Ихтымбаева (в фильме - водитель Толеген) -85 работ в кино, среди которых такие, как "Тарас. Возвращение" (Казахстан-Украина), "Абай" (Франция-Казахстан), "Охотник" (США), "Путь лидера. Огненная река. Железная гора".

А вот у Валерии Асырбековой, сыгравшей в киноленте "У заставы "Красные камни" роль дочки командира заставы Оли, и Нуржана Журтанова (Танат), судя по всему, эти образы стали единственными в их творческой биографии. Они выбрали себе другую, не актерскую судьбу.

Дружба, мужество, патриотизм

"Признаюсь, что мне очень понравились чудесные виды гор и подземной пещеры. Рассмешила ученая лошадь Машка, которая умела подставлять бочку под поток воды и при этом не пользовалась ничьей помощью. Во время просмотра я наслаждался приятной музыкой, с интересом следил за табуном лошадей и восхищался ловкостью и смекалкой местных жителей. Приключения, которые пережили главные герои, были весьма захватывающими. Это добрый советский фильм, который можно смотреть всей семьей", - написал один из зрителей после появления "У Заставы "Красные камни" на экране.

"Фильм поставлен талантливо, с юмором, и в то же время получился серьезный фильм о пограничниках", - мнение другого комментатора.

Недавно автор этих строк пересмотрел киноленту. Несколько наивная, поскольку создана для детей, она пронизана самыми лучшими человеческими качествами - дружбой, благородством, мужеством, отвагой, заботой друг о друге и настоящим патриотизмом. Как и многие советские фильмы для молодого поколения того времени.