НУР-СУЛТАН, 31 авг — Sputnik. В Казахстане изменили требования к образовательной деятельности вузов.
Согласно новым правилам, у 50% преподавателей, обучающих по направлению "Педагогические науки", должны быть ученые степени. Раньше такие требования предъявляли к 45% преподавательского состава, сообщила пресс-служба министерства образования и науки Казахстана.
Помимо этого, вузам необходимо внедрить и реализовать систему дуального обучения. То есть студенты должны практиковаться в организациях образования, получать практические навыки уже во время обучения в вузе. Для этого университетам необходимо тесно сотрудничать с организациями образования и отраслевыми учреждениями.
Кроме этого, 50% преподавателей, обучающих по направлению "Здравоохранение", должны иметь практический и клинический опыт работы в организациях здравоохранения не менее 5 лет. Ранее такие требования к преподавателям в сфере здравоохранения не предъявлялись. Трудоустройство выпускников бакалавриата от их общего количества должно составлять не менее 80%, тогда как ранее было достаточно 50%.
По направлению "Архитектура и строительство" для преподавателей также впервые вводится требование о наличии опыта практической работы не менее 5 лет. Число таких преподавателей должно быть не меньше 50% от общего числа. Также преподавателям необходимо повышать квалификацию в научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных организациях не реже одного раза в 5 лет.
Кроме того, в вузах теперь требуется наличие специализированных аудиторий (по строительным материалам и строительной физике, для студийных занятий, макетной мастерской с фондом гипсовых фигур, архитектурных деталей, мольбертов) и лабораторий, оборудованных 3D-принтерами с расходными материалами.
По направлению "Право" в начале текущего года студентов обучали 72 вуза, на сегодня их количество сократилось до 67.
"Во многих из них качество образования оставляет желать лучшего. Поэтому ужесточены требования к их образовательным программам. Впервые введено требование относительно того, что не менее 60% преподавателей должны быть практикующими юристами с опытом не меньше 5 лет. Что касается ученых степеней, то теперь вместо 40% количество остепененных преподавателей должно возрасти до 50%", - заявили в Минобразования.
Для того, чтобы у студентов была возможность получать практические навыки, вузам необходимо иметь договоры с органами юстиции, и/или внутренних дел (полицией), и/или прокуратурой, и/или антикоррупционной службой, и/или службой экономических расследований, и/или коллегией адвокатов, и/или нотариальными палатами, и/или палатами юридических консультантов. Также обучающиеся должны иметь доступ не только к библиотекам в вузах, но и к лицензируемым международным и национальным базам правовой информации.
Как поступить на бесплатное обучение в иностранном вузе
"Все новшества мы внедряем для того, чтобы в вузах студентам давали не только теоретические, но и практические знания, и обучающиеся знали о выбранной профессии не в теории, а на практике. Прежде чем внести изменения, мы обсудили их с работодателями, которые завтра и будут принимать на работу выпускников вузов. То есть теперь недостаточно, чтобы преподаватели имели ученую степень и читали лекции. Важно, чтобы часть преподавателей были практикующими специалистами, которые смогут обучить студентов исходя из запросов и реалий современного рынка труда", - рассказала председатель комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Минобразования Гулзат Кобенова.
- Кроме этого, в казахстанских вузах изменили требования и по таким образовательным программам, как "Журналистика", "Связь с общественностью", "Ресторанное дело", "Бухгалтерия", "Туризм", "Услуги", "Финансы", "Информационно-коммуникационные технологии", "Стандартизация и сертификация", "Транспортные услуги".
Например, если раньше требовалось, чтобы среди преподавателей в сфере журналистики или IT было не менее 40% с ученой степенью, то теперь, напротив, процент остепененности значительно снижен для привлечения практиков. Такая же ситуация по требованиям к наличию штатных преподавателей, теперь вузы, осуществляющие подготовку по этим направлениям, получили возможность привлекать больше практиков и совместителей.