ТАРАЗ, 28 авг — Sputnik. Тысячи казахстанцев не остались равнодушными после сообщений о взрывах на военных складах в Байзакском районе Жамбылской области. Каждый по-своему откликнулся на беду. В этом убедилcя на месте ЧП корреспондент Sputnik Казахстан.
Десятки людей приходили на помощь друг другу в решении больших и малых проблем, так или иначе связанных с трагедией.
Серое утро второго дня
Пожар и взрывы на военных складах в нескольких километрах от Тараза начались вечером 26 августа, а уже ранним утром следующего дня мы подъезжали к областному центру.
Утро выдалось пасмурным, а от того серым и каким-то особенно тревожным. Это состояние только усиливалось от того, что при подъезде к городу мы практически не видели встречных машин на обычно оживленной в любое время суток трассе Алматы-Тараз, участок которой был временно перекрыт, так как находился неподалеку от тех самых складов, где накануне гремели взрывы.
Попасть в Тараз для людей, плохо знающих здешнюю местность, оказалось довольно сложно: объяснять, как нам проехать через поселки, пришлось уставшему и явно не выспавшемуся, но подчеркнуто вежливому полицейскому, который всю ночь ограничивал движение по основной трассе, пропуская лишь машины экстренных служб.
"Сейчас уйдете на право и все время держитесь главной (дороги – ред.). Не промахнетесь", - жезлом указал он направление движения, добавив, что и там мы встретим наряды, которые ограничивают въезд транспорта в зону опасной близости от складов.
"Если что, у них спросите, они покажут дорогу", - добавил инспектор.
Наш дальнейший маршрут пролегал через несколько небольших поселков, как раз параллельно военным складам, где все еще продолжался пожар. Здесь, после начала взрывов, население не эвакуировали, так как они достаточно удалены от эпицентра ЧП.
Несмотря на то, что время было около семи утра, мало кто из местных спал: кучкуясь по три-пять человек у ворот и калиток частных домов, они оживленно обсуждали произошедшее, в том числе и последний взрыв, произошедший около двух часов ночи. Своими впечатлениями они охотно поделились с нами, однако, только увидев камеру, стеснительно прощались и уходили, отшучиваясь, что такая известность им не нужна.
Продолжив путь, между деревьев, редко посаженных вдоль обочины, мы довольно легко различили рассеянные клубы черного дыма на горизонте. Пожар на складах все еще продолжался, но видимо гораздо менее интенсивно, чем накануне вечером и минувшей ночью, а пробивавшиеся сквозь тучи лучи яркого утреннего солнца делали дымку, повисшую в воздухе, полупрозрачной. В воздухе сильно пахло гарью.
Успешная эвакуация
Все же, добравшись до Тараза, мы поняли, что и здесь прошедшая ночь для многих была бессонной. В особенности для представителей оперативно-спасательных служб и местных властей: на улицах, на встречу нам часто попадались полицейские, патрулировавшие город, необычно часто для тихого, в сравнении с Алматы, областного центра туда-сюда сновали кареты скорой помощи с включенными проблесковыми маячками, но без сирен, видимо, чтобы не будить горожан и не вносить еще больше тревоги в и без того непростую ситуацию.
Особенно многолюдно было у пунктов эвакуации, размещенные в местных школах, колледжах и их общежитиях, в которые накануне доставляли людей из поселков, расположенных в непосредственной близости от горевших складов с боеприпасами. Тут же дежурили полиция и скорые.
"Мы видели три взрыва. Земля сотрясалась. Мы испугались и вышли на улицу. Почти сразу появился участковый и объявил, что надо собираться и уезжать. Всех рассадили в автобусы и привезли сюда", - рассказывает жительница села Байзак.
К приезду в общежитие колледжа люди увидели, что подготовка к их приему уже ведется полным ходом. Представители акимата завозили все необходимое: воду, еду, гигиенические принадлежности. В недавно отремонтированном общежитии уже были готовы спальные места.
"Мы работали всю ночь. Приняли около 70 человек. Все, одним миром, начали помогать жителям пострадавших сел. Особенно трогательно и приятно было то, что горожане приезжали, открывали багажники машин и говорили: "Вот, берите все, что нужно", - рассказывает заместитель директора Жамбылского высшего политехнического колледжа Ботагоз Достакова.
Когда ближе к полудню мы покидали общежитие колледжа, большинство эвакуированных тоже собирались возвращаться в свои дома: к этому моменту уже стало известно, что угрозы повторных взрывов на складах нет. Женщины, в основном предпенсионного и пенсионного возраста, с пакетами, в которых были вода, лепешки и другая нехитрая снедь на первое время, в окружении детей, садились в машины и уезжали. Отвозили домой их на своем транспорте как сотрудники колледжа, так и другие таразцы, приехавшие на пункт эвакуации, чтобы узнать, чем они могут помочь пострадавшим.
Тревожные ожидания у больницы
Особенно нервозная атмосфера ощущалась в 1-й многопрофильной городской больнице Тараза, куда сразу после взрывов поступали пострадавшие военные и сотрудники МЧС, первыми прибывшие на тушение пожара.
"У нас товарищ пропал. В списках, вывешенных здесь, его фамилии нет. Среди погибших – тоже. Связь с ним установить не можем. Со вчерашнего дня здесь стоим, но пока так ничего и неизвестно о нем", - рассказал один из компании молодых людей у входа в больницу.
О том, что есть информация о нескольких без вести пропавших после взрывов на складах, военнослужащих, в министерстве обороны сообщили спустя около получаса после этого разговора. Тогда и стало понятно, что, скорее всего, молодого человека уже нет в живых.
Нервозная атмосфера царила и внутри больницы. С трудом пробились в приемную главного врача Нурлана Абилдаева, комментировать состояние здоровья поступивших людей он отказался, только передав через своего секретаря, что всю информацию он сообщил в оперативный штаб. Ситуацию понять было несложно: информация о числе погибших после взрывов людей в последующие часы росла со пугающей периодичностью, ведь кто-то скончался в реанимации, о чьи-то тела обнаруживали на месте происшествия в ходе ликвидации пожара.
Печальные итоги
Уже во второй половине дня, по грунтовкам, которыми буквально испещрена местность близ поселков, пострадавших от взрывов, нам удалось добраться до первой линии оцепления. Гражданский транспорт в населенные пункты по-прежнему не пускали, так как, по информации Минобороны, в это время саперы уже обследовали территорию вокруг сгоревших военных складов на предмет обнаружения возможно разлетевшихся при взрывах боеприпасов.
С расстояния около полутора километров нам удалось разглядеть лишь небольшой совсем "жидкий" столбик дыма: вероятно, дотлевали сгоревшие конструкции складов. В полукилометре мы заметили несколько машин противопожарной службы, которые завершив свою работу, выезжали в сторону города.
Тем временем в министерстве обороны опубликовали последнюю сводку по итогам ЧП на сгоревших военных складах: 98 человек пострадали, 13 погибли, поиски нескольких пропавших без вести продолжаются.