НУР-СУЛТАН, 27 авг - Sputnik. В первом полугодии 2021 года Россия значительно нарастила экспорт автомобилей. Свыше 90% машин российской сборки, ушедших на экспорт, отправились в страны бывшего СССР. Привычно лидирует среди стран-покупателей Беларусь, но "лидерство" уже не кажется таким безоговорочным – если еще год назад по объемам импорта страна опережала идущий на втором месте Казахстан почти в два раза, то сегодня отставание сократилось до минимума.
О чем речь
За первые 6 месяцев 2021 года из России отправилось за рубеж 51 993 автомобиля. Свыше 90% из них – 46 981 единица – в страны бывшего СССР. Для сравнения, год назад – в январе-июне 2020 года – всего (не только в страны постсоветского пространства) было экспортировано 38 310 автомобилей российской сборки. Такие данные Sputnik приводит АО "Российский экспортный центр" (РЭЦ).
Лидером среди стран-покупателей, как и годом ранее, осталась Беларусь. Страна импортировала 18 892 машины, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
За что разыскивают казахстанского миллиардера Анатолия Балушкина
На втором месте так же, как и год назад, остался Казахстан. Однако если в 2020 году разница между двумя странами была почти двукратной (Беларусь тогда импортировала 17 180 машин российской сборки, Казахстан – 9 373), то сегодня центральноазиатская республика сократила ее до минимума. Страна за первое полугодие 2021 года увеличила импорт российских автомобилей аж на 80% - до 16 918 единиц.
На третьем месте, как и годом ранее, находится Узбекистан, импорт которого остался на том же уровне, что и год назад. В январе-июне 2020 года республика за полгода приобрела 3 429 автомобилей из России, в январе-июне 2021 года – 3 427 единиц.
Интересно, что год назад топ-3 казалась "неприступной" для других стран. Так, располагавшиеся на 4-м и 5-м местах по итогам первых шести месяцев прошлого года Армения и Азербайджан импортировали тогда по 1 706 и 1 332 автомобилей российской сборки соответственно.
Казахстанские автопроизводители выплатили в 2,4 раза больше налогов в 2020 году
Однако в январе-июне ситуация кардинально изменилась. Если Армения сократила импорт машин российской сборки на 11% (до 1 519 единиц), то Азербайджан, наоборот, увеличил закупку на 132% (до 3 090 единиц). В топе покупателей машин из России страны поменялись местами. Теперь кажется, что в ближайшем будущем Азербайджан сможет подняться в нем еще выше, если темпы прироста импорта в Узбекистане и Азербайджане сохранятся на текущем уровне.
В первом полугодии 2021 года (по сравнению с аналогичным периодом 2020 года) экспорт легковых автомобилей из России вырос на 44%, грузовиков – на 7%, автобусов, троллейбусов, микроавтобусов – на 51%. Всего за 6 месяцев экспортировано автомобилей всех видов на общую сумму $1,128 миллиарда.
В целом объем российского экспорта автотехники растет не первый год и сейчас уже вышел на уровень середины 2018 года.
С чем связан рост
Основной фактор роста экспорта автомобилей российской сборки – восстановление спроса и деловой активности после локдаунов 2020 года, считают в РЭЦ.
Другой фактор - политика России, направленная на повышение локализации производства техники, отметил в разговоре со Sputnik заместитель главного редактора проекта "Мотор-1" Юрий Крюков.
"В России сегодня идет перепрофилирование локальных производств зарубежных компаний, массово собирающих свои автомобили в России, - развивается производство, налаживается сборка двигателей, агрегатов и прочего. При этом есть еще один весомый плюс для иностранных производителей – сборка в РФ им выгодна, поскольку здесь есть необходимые производственные мощности, близкие к рынкам сбыта своей продукции, а цены на материалы и рабочую силу здесь ниже, чем в Евросоюзе. Поэтому среди крупнейших игроков российский рынок считается перспективным", - рассказал эксперт.
С этим тезисом в комментарии для Sputnik согласился генеральный директор Белорусской автомобильной ассоциации Александр Сидоревич.
"Это (рост экспорта, - Sputnik) началось с тех пор, как российское правительство приняло программу увеличения локализации производства. В Беларуси более 80% всех продаж на авторынке – авто сборки РФ. Потому что сборка в России – это отсутствие для нас таможенных пошлин. У россиян такая же картина, внутри рынка растет спрос на отечественные авто. Не сильно отстает и Казахстан. При всем том, что в Казахстане есть свои производства легковых машин", – заявил Александр Сидоревич.
Другим фактором роста спроса на автомобили российской сборки эксперты называют развитие интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Из-за того, что автомобили собираются внутри ЕАЭС, снижается цена техники (поскольку гражданам Союза не нужно платить таможенную пошлину за покупку автомобиля), а значит растет и спрос.
"Производства внутри страны всегда выгоднее, нежели импортные авто. Потому что на ввозной автомобиль налагается пошлина. Кроме того, локализация подразумевает под собой не только сборку, но и применение местных комплектующих, это еще и стимул для развития экономики", – отметил Александр Сидоревич.
Развитие интеграционных процессов в ЕАЭС в случае с экспортом автопрома способствует также и созданию в странах Союза производственных площадок, ориентированных на локальные рынки, и, следовательно – развитию поставок машинокомплектов, запчастей и прочего, сообщили Sputnik в РЭЦ.
"В целом, подводя итог, еще одной причиной серьезного роста экспорта можно назвать экономическую составляющую, - продолжает Юрий Крюков. – Речь идет о населении, о финансовых накоплениях людей, которые готовы тратить их на покупку машины. Свои плоды дает и политика государств. Например, Казахстан развивает автомобильную промышленность, сотрудничает с Россией и многими другими странами в этом направлении, у них и у самих растет экспорт машин собственной сборки. Это дает свои плоды. То же самое касается, например, Азербайджана – страна экспортирует нефть и газ, с экономикой все в полном порядке, налаживаются отношения с Россией, поэтому и увеличивается экспорт в эту страну".