Жизнь вдоль трассы: что скрывает за собой профессия строителя дорог

Дело это непростое и на самом деле необычное, каждый километр автодорог в прямом смысле слова обильно полит потом рабочих
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

НУР-СУЛТАН, 2 авг — Sputnik. Узнать всю глубину профессии дорожного строителя за пару-тройку дней – нереально. Вряд ли человеку, не посвященному во все ее тонкости, придет в голову, что, прежде чем по новому асфальтобетону проедет первый автомобиль, материалы, используемые в строительстве, проходят через бесконечные проверки в современных лабораториях.

Масштабы в цифрах

Пресс-тур по дорогам Алматинской и Восточно-Казахстанской областей, организованный национальной компанией "КазАвтоЖол", показал, труд скольких сотен, а иногда и тысяч человек стоит за каждым новым открытым участком трассы - будь она республиканского или областного значения.

Жизнь вдоль трассы: что скрывает за собой профессия строителя дорог

Трасса Талдыкорган - Калбатау - Усть-Каменогорск общей протяженностью более 760 километров - сейчас, пожалуй, один из самых горячих участков в стране. Причем горячий он как в прямом смысле слова – погода удивляет аномальной жарой, так и в переносном – работа тут кипит и днем, и ночью.

Чтобы понять размах строительства, приведем несколько цифр:

  • протяженность участка по Восточно-Казахстанской области составляет 454 километра;
  • в реализации проекта задействованы три подрядных организации;
  • предусмотрено строительство 28 мостов для проезда сельхозтехники, двух путепроводов через железную дорогу, двух транспортных развязок, а также укладка почти 400 водопропускных труб;
  • вдоль участка автодороги будет размещено полтора десятка площадок отдыха и пять современных туалетов;
  • ежедневно на нужды строительства используются 100-120 тонн дизельного топлива, 200-300 тонн битумных вяжущих материалов, от четырех до шести тысяч кубометров грунта и примерно столько же инертных материалов и 250-300 тонн технической воды;
  • на участки мобилизованы 10 единиц асфальтобетонных заводов общей мощностью 2 120 тонн в час и 11 единиц дробильно-сортировочных установок общей мощностью 2 220 тонн в час.
Жизнь вдоль трассы: что скрывает за собой профессия строителя дорог

Как продвигаются работы

"На сегодняшний день выполнены работы по устройству 13 километров верхнего слоя покрытия, 236 километров нижнего слоя покрытия, 286 километров верхнего слоя основания, 274 километра нижнего слоя основания, 324 километра дополнительного слоя основания, 9,4 миллиона кубометров земляного полотна. Работы завершены на 15 малых мостах, а также на 306 водопропускных трубах", - уточнили в "КазАвтоЖол".

В национальной компании отметили, что автодорога Талдыкорган - Калбатау - Усть-Каменогорск проходит вблизи десятков населенных пунктов. Благодаря этому за время строительства - а началось оно в 2018 году - работу здесь и, соответственно, обучение техническим специальностям получили сотни местных жителей.

"На участке автодороги по территории Алматинской области, который до границы с Восточным Казахстаном составляет 313 километров, работают более двух тысяч человек. 112 из них – квалифицированный персонал из Китая. Но большая часть персонала подрядчика, около 1 800 человек, - это население близлежащих к трассе поселков", - рассказали в АО "НК "КазАвтоЖол".

Как живут рабочие

Трудятся здесь и приезжие из других регионов. Для них, как и для иностранных граждан, организованы вахтовые городки.

Это вполне современные и обустроенные всем необходимым огороженные территории с модульными жилыми помещениями, в которых есть все, чтобы рабочие чувствовали себя комфортно. В одном из них, расположенном недалеко от поселка Сагабуйен, мы побывали во время пресс-тура.

Жизнь вдоль трассы: что скрывает за собой профессия строителя дорог

Несмотря на удаленность от крупных населенных пунктов и почти полное отсутствие контактов с посторонними, жесткое соблюдение карантинных мер здесь – правило №1. При входе на территорию проводится обязательное измерение температуры. У кого случайно не оказалось с собой медицинской маски, тот обязательно получит ее на входе.

Для постоянно проживающих на территории городка есть медпункт. Работы двум медсестрам, отвечающим здесь за здоровье людей, хватает. Помимо текущих дел, из-за угрозы распространения коронавируса они трижды в день замеряют температуру у каждого сотрудника.

"Всего на базе 143 человека, из них 43 человека – граждане Китая. Также десять переводчиков. А вообще база рассчитана на 276 человек. Созданы все условия для отдыха сотрудников: имеется баскетбольная площадка. Есть тренажерный зал, столовая, wi-fi. В комнатах – душевые кабины. В офисном здании располагается лаборатория, где проверяют качество стройматериалов", - рассказала во время короткой экскурсии начальник производственно-технического отдела участка Молдир Садыканова.

Жизнь вдоль трассы: что скрывает за собой профессия строителя дорог

Таких развлечений, как клуб или кинозал, в вахтовом городке нет. Однако и времени на развлечения не так много. Работа на дороге, под палящим солнцем с горячим асфальтом, забирает много сил.

Научный подход

Работа лабораторий по проверке качества материалов – объект особого внимания. Благодаря использованию в них самых современных технологий на укладку отправляется четко сбалансированная смесь, а не "сляпанная" на глаз, как привыкли думать многие.

"Мы каждый день выпускаем асфальт и каждый день берем пробы: определение зернового состава, чтобы содержание составляющих соответствовало всем нормам. Морозостойкость, уровень дробления... пыли в щебне не должно быть. Даже химанализ воды делается, которую применяем. Если засоление воды, разрушение в дальнейшем может быть. Все именно здесь проверяется и, только если соответствует (установленным нормам), допускается в работу", - рассказывает заместитель директора Алматинского областного филиала АО "НК "КазАвтоЖол" Нурхат Акылтаев.

Также, по его словам, выборочный контроль качества выполняемых работ и применяемых при строительстве материалов осуществляет РГП "Национальный центр качества дорожных активов".

При этом Нурхат Акылтаев отдельно отметил, что все материалы, используемые на строительстве – казахстанского производства.

Едем на Алаколь без ям и кочек

Другим не менее важным, в особенности для автотуристов, участком дороги Алматинской области является 180-километровая трасса, соединяющая город Ушарал и станцию Достык. Именно по нему отдыхающим приходится добираться на озеро Алаколь. И именно на его плохое состояние в последние годы поступало большое число жалоб. Сегодня в "КазАвтоЖоле" уверенно обещают, что обеспечить проезд транспорта по асфальтобетону, без объездов по грунтовке, сумеют уже до конца этого года.

Жизнь вдоль трассы: что скрывает за собой профессия строителя дорог

Как отметили в нацкомпании, в связи с пандемией в этом году поток автотуристов, в том числе и из Алматы, на Алаколь значительно вырос.

"С момента открытия движения по асфальтобетонному покрытию на большей части трассы, количество туристов все больше и больше. Принимая во внимание пандемию, закрытие зарубежных курортов, очень сильно развивается местный туризм. Точных статистических данных о том, насколько поток автотуристов увеличился, я сейчас дать не могу, но даже визуально сильно увеличился и растет с каждым днем", - говорит исполняющий обязанности директора Алматинского областного филиала НК "КазАвтоЖол" Болатбек Айтбаев.

В настоящее время не покрытыми асфальтом остаются участки, протяженность которых составляет не более пятидесяти километров.

"Думаем, что до конца этого года мы уже обеспечим проезд "по верху", то есть по асфальтобетону. Но строительные работы на данном участке будут продолжаться. Основной, то есть полный ввод в эксплуатацию, был намечен на 2023 год. Но мы планируем завершить все уже до конца 2022 года", - уточнил он.

Также Айтбаев отметил, что работы здесь ведутся в две смены: днем – основные, а ночью – по устройству земляного полотна и транспортировке дорожно-строительных материалов.

На сегодняшний день главная задача, которую ставили перед собой дорожники, – открыть движение по участку с нулевого по шестидесятый километр, до туристической зоны "Акши" – выполнена.

Придорожный комфорт

Большое внимание в АО "НК "КазАвтоЖол" уделяют в последнее время организации на дорогах областного и республиканского значения современных объектов придорожного сервиса.

Сравнительно недавно компания подписала меморандум с частными инвесторами о строительстве 35 объектов придорожного сервиса, соответствующих мировым стандартам. Первый из них появился в январе этого года на 20-м километре трассы Алматы - Усть-Каменогорск и уже активно работает.

Жизнь вдоль трассы: что скрывает за собой профессия строителя дорог

"Полностью комфортабельный, чтобы наши клиенты могли спокойно провести здесь время. Не только заправиться, но и покушать, купить все необходимое в магазине. Здесь есть бесплатные парковки для легковых и грузовых автомашин, комфортабельные туалеты, душевые, помещение намазханы, станции зарядки электромобилей", - говорит руководитель проекта по строительству объектов дорожного сервиса ТОО "Petroleum development company" Даулет Сиранов.

Стоимость каждого такого объекта оценивается в среднем в полтора миллиарда тенге. Все 35 обещают построить до конца 2025 года.

"Сейчас ведутся работы по объектам в Акмолинской, Карагандинской, Жамбылской и Алматинской областях. Пока такой объект готовый один. Второй будет строиться по бишкекской трассе, в районе города Каскелкен. Следующие – возле города Нур-Султан, в сторону Караганды и в сторону Щучинска. По трассе Алматы - Усть-Каменогорск тоже будем строить в районе Ушарала", - уточнил Сиранов.

Жизнь вдоль трассы: что скрывает за собой профессия строителя дорог

Он также отметил, что все затраты на строительство таких придорожных сервисов – исключительно частные инвестиции. Поддержка "КазАвтоЖола" заключается в помощи с оформлением документов, согласованием с госорганами и консультациях по соблюдению стандартов.

В "КазАвтоЖоле" добавили, что проблема с недостатком комфортабельных мест отдыха вдоль областных и республиканских трасс находится в компании на особом контроле. В том числе и потому, что автопутешественники продолжают жаловаться в социальных сетях: многие из новых объектов придорожного сервиса не работают.

Ставятся вопросы о том, что построенные вдоль трасс новые санузлы закрыты на замки и больше напоминают составляющую дорожного интерьера, нежели исполняют свое прямое назначение.

Понятно, что в такой ситуации, в отсутствии альтернативы, туристы вынуждены использовать туалеты, многие из которых были построены вдоль реконструируемых сейчас трасс еще в середине прошлого века. И ни о каком комфорте в них речи быть не может: септики часто переполнены, да и в самих кабинках, если их так можно назвать, царит антисанитария. Что уж говорить о том, какое количество назойливых насекомых они привлекают своими "ароматами".

"Соглашусь, на сегодня у нас еще таких участков (где отсутствуют современные придорожные сервисы - Sputnik) немало, но в рамках реконструкции автодороги Талдыкорган - Калбатау - Усть-Каменогорск у нас предусмотрено 19 площадок отдыха, 12 из которых будут оснащены санитарно-гигиеническими узлами. Все они согласованы с акиматом Алматинской области", - говорит и.о. директора Алматинского областного филиала НК "КазАвтоЖол" Болатбек Айтбаев.

Он напомнил, что в 2017 году в регионе была создана рабочая группа по развитию объектов дорожного сервиса. После изучения существующих и новых точек рабочая группа разработала региональный план мероприятий по развитию объектов дорожного сервиса, в рамках которого и ведется их обустройство.

То, что дорожная инфраструктура Казахстана меняется к лучшему из года в год, наверняка уже заметили даже отъявленные пессимисты. Сами строители дорог уверены, что сил и средств для того, чтобы рано или поздно окончательно привести ее в идеальное состояние, у них достаточно. Ведь, как говорят они: "Нельзя прийти старыми дорогами к новым горизонтам".