Синдром Дауна не мешает работать: как в Петропавловске решают проблему особенных людей

Единственный в Казахстане колледж такого профиля ломает стереотипы о том, что дети с нарушением интеллектуального развития не могут получить профессию и обречены жить в четырех стенах на скромную пенсию по инвалидности
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ПЕТРОПАВЛОВСК, 28 июл — Sputnik. В Петропавловске детям с интеллектуальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна и умственной отсталостью, дают востребованные профессии, приносящие хороший доход, передает корреспондент Sputnik Казахстан.

"О таком не могли даже мечтать"

Двадцатипятилетняя Юлия Пинигина – девушка с синдромом Дауна. Она прошла двухгодичное обучение в Северо-Казахстанском колледже профессиональной подготовки и сервиса по специальности "Швейное производство и моделирование одежды" и получила диплом с присвоением ей квалификации "Швея". 

Синдром Дауна не мешает работать: как в Петропавловске решают проблему особенных людей

Мама девушки Эмма Михайловна признается, что о таком они даже и мечтать не могли.

"В 2013 году наша дочь Юля окончила коррекционную школу-интернат №1. И потом два года мы были просто предоставлены сами себе, сидели дома, пока в 2015 году в городе не открылся общественный фонд "Солнечный дом", - рассказывает мама Юли.

С этого момента не только для Юли, но и для многих других людей с "солнечным" синдромом, живущих в Петропавловске, началась новая жизнь. Волонтеры фонда организовывают для подопечных самые разные мастер-классы, в том числе научили ребят орудовать иголкой и ниткой. Дети не только выучили разные виды шва, но и шили мягкие игрушки. Посетители городских ярмарок рукоделия знают, что почти всегда на таких мероприятиях можно встретить изделия, выполненные руками людей с синдромом Дауна.

Синдром Дауна не мешает работать: как в Петропавловске решают проблему особенных людей

Видя потенциал "солнечных" детей, учредители фонда вместе с родителями задались целью дать им специальное образование, но особенных детей никуда не принимали. И тут в фонд пришла благая весть - двери для детей с синдромом Дауна открыли в Северо-Казахстанском колледже профессиональной подготовки и сервиса.

"Училась Юля бесплатно, даже получала стипендию. Трудности с учебой были, - не скрывает мама особенной девочки, - но Юля старалась, учеба ей нравилась".

О том, чему научилась девочка за два года, можно судить по готовым работам: Юля показывает собственноручно сшитые прихватки, галицы, косметички, комплект постельного белья и свою выпускную работу - юбочку, которой очень гордится.

Мама с гордостью рассказывает, что Юля даже демонстрировала свои навыки на конференции, где преподаватели колледжа делились собственным опытом в инклюзивном образовании с педагогами со всех регионов страны.

Синдром Дауна не мешает работать: как в Петропавловске решают проблему особенных людей

По словам мамы, преподаватели с большой заботой отнеслись к особенной студентке: Юлю в буквальном смысле слова водили за руку по кабинетам колледжа и в столовую и передавали родителям "из рук в руки". Кстати, по программе у девочки был такой предмет, как социально-бытовая адаптация, что очень важно для ребят с особенными потребностями.

Вместе с Юлией Пинигиной колледж посещала еще одна студентка с синдромом Дауна - Анита Хасанова. Девчонки два года сидели за одной партой. Мастер производственного обучения, преподаватель специальных дисциплин Наталья Кузнецова хвалила обеих девочек.

Синдром Дауна не мешает работать: как в Петропавловске решают проблему особенных людей

"Девочки занимались в группе численностью 15 человек вместе с обычными детьми, то есть в инклюзивной среде. Конечно, девочкам было сложновато, но необходимые азы они получили. По итогу обучения Юля хорошо владеет навыками работы на бытовой машинке, а Анита - освоила промышленную. Это скоростная машинка, но девочка научилась ее заправлять, шить, закрепочки ставить... В качестве дипломной работы Юля шила юбку, Анита – платье", - говорит педагог.

Сегодня девочки работают дома как самозанятые, шьют, к примеру, постельное белье, кукол, игрушки на ярмарки мастеров, простую одежду.

Последовав примеру первопроходцев, родители и других "солнечных" детей подали документы на обучение в колледже. Причем колледж в прошлом году принял ребят с синдромом Дауна уже не только на специальность "швея", но и на новую специальность - "озеленитель по ландшафтному дизайну". Здесь ребят учат различать растения, выращивать и высаживать рассаду, пропалывать. А один из студентов даже твердо решил стать лесником, поэтому проходит практику в лесхозе.

"После окончания интерната дети попадали в пустоту"

"Как раз когда девочки учились, в это время к нам из Лондона приезжала Венди Бриклл из колледжа Westminster Kingsway. Она побывала в Нур-Султане, где и узнала про наш колледж и решила обязательно увидеть нашу работу своими глазами. И она была восхищена, стояла, смотрела на этих "солнечных" девочек и плакала, в итоге она нам призналась, что такого еще не видела", - вспоминает учредитель колледжа Николай Хованский.

Синдром Дауна не мешает работать: как в Петропавловске решают проблему особенных людей

Николай Петрович признается, что взялся за столь нелегкое дело по организации подобного учебного заведения не просто так. Все началось с коррекционного интерната №2 Петропавловска, который он возглавлял не один десяток лет.

"Когда ребята оканчивали интернат, они просто попадали в пустоту… Они оставались без документа о специальности, хотя мы создавали профили – дети получали навыки как озеленители, швеи, парикмахеры, обувщики и так далее, но в аттестате это никак не указывалось, по стандарту не положено было. Тем более поступить куда-то после интерната дети не могли, их попросту никуда не брали. И чем им было заниматься? Дома сидеть? Нужно было что-то делать", - рассказывает Хованский.

Минтруда выявило 1900 нарушений прав казахстанцев с инвалидностью

После долгих поисков решения он открыл предприятие – учебно-производственный комбинат (УПК).

"Мы получили лицензию на дополнительную профессиональную подготовку, по профилям шло обучение швейному, парикмахерскому, сапожному делу. И когда наши ребята проходили через УПК, мы наконец-то могли им выдать сертификат о получении профессии", - пояснил Хованский.

Чтобы иметь хороший штат преподавателей-профессионалов по той или иной специальности, Николай Петрович предложил в гороно, чтобы из школ области в УПК ходили ученики из массовых школ, как в советское время. И школьники с удовольствием пошли, особенно были востребованы профессии парикмахера, автослесаря и швейное дело. Из школ в УПК передавали часы домоводства, труда, и здесь школьникам давали азы профессии.

"Через два года мы провели социологическое исследование, где дети отмечали, что им очень нравится это обучение, что они действительно получили полезные знания и навыки. К тому же это был настоящий инклюзив – нормотипичные дети обучались в одном учебном заведении с особыми. Видны были результаты, наши дети стали трудоустраиваться. Кроме того, при УПК у нас появилась группа, где работали дети, которые не смогли трудоустроиться, их курировала педагог Светлана Стоякина. Это было миниателье, работали на заказах населения – в основном шили одежду, причем шили очень качественно, были постоянные заказчики", - вспоминает Николай Хованский.

Так УПК проработало пять лет, а потом, отмечая высокий профессиональный уровень учебного заведения, управление образования области предложило получить лицензию на профессиональную подготовку детей, что автоматически сделало УПК колледжем.

Какие профессии могут получить особенные студенты

"Так и появился пять лет назад колледж профессиональной подготовки и сервиса, где размещен государственный заказ. Сначала мы получили лицензии по двум специальностям - швейное и обувное дело, потом добавилось парикмахерское искусство, затем пчеловодство и шелководство, и, наконец, озеленение и лесное хозяйство. Сейчас мы даем образование по этим пяти квалификациям, принимаем выпускников и коррекционных, и общеобразовательных школ", - отмечает Хованский.

Синдром Дауна не мешает работать: как в Петропавловске решают проблему особенных людей

Впрочем, останавливаться на достигнутом здесь не собираются: в планах открыть профиль – младший обслуживающий персонал (помощник повара, санитар, уборщики, помощники по дому). Учредитель колледжа объясняет, что сейчас много клининговых компаний, где требуются работники.

"Думаем еще открыть также печное дело, готовить печников, трубочистов, это сейчас очень востребовано, особенно в деревнях, а таких специалистов не хватает", - говорит Хованский.

Заместитель директора колледжа по информационным технологиям и дистанционному обучению Анатолий Грязнов добавил, что профили ребята выбирают в зависимости от диагноза.

"Парикмахеров с особенностями поменьше, в группе всего по 4-6 человек, а вот группы швей, озеленителей – полностью выпускники коррекционных интернатов", - отмечает Грязнов. 

Синдром Дауна не мешает работать: как в Петропавловске решают проблему особенных людей

Два года назад учредитель колледжа в освободившемся здании сделал общежитие для детей-сирот и остро нуждающихся студентов колледжа. В последнее время там проживали 40 человек, 30 из них дети-сироты, которые также учатся в колледже.

Сейчас в колледже проходят обучение порядка 160 человек, из них более 50 выпускники коррекционных школ-интернатов. Обучение бесплатное, дети получают стипендию – 22 тысячи тенге - и бесплатное горячее питание.

Кроме того, областная прокуратура два года назад предложила руководству колледжа вести профессиональную подготовку заключенных: в женской колонии открыли курсы парикмахерского искусства, в мужской колонии – обувное дело. В женской колонии в этом году попросили также открыть группу озеленителей.

До 2025 года откроют 15 реабилитационных центров для детей с инвалидностью

В колониях оборудованы специальные кабинеты, где обучение проводят преподаватели и мастера колледжа. В этом году прошел первый выпуск специалистов.

"Им тоже нужно помочь. Человек отсидел, потерял связь с внешним миром, а тут мы ему даем специальность, они выйдут на свободу уже с профессией, и смогут трудоустроиться", - подчеркивает Хованский.

Особенные выпускники уже зарабатывают

С гордостью Николай Петрович отмечает, что выпускники колледжа (а это уже более 300 человек) успешно трудоустраиваются и даже хорошо зарабатывают.

"Наши выпускники работают на швейной фабрике, в парикмахерских, сапожных мастерских. Или, к примеру, пчеловоды - самозанятые. Мы договариваемся с фондом "Даму", им дают ссуды, на что ребята покупают пчелиные семьи, оборудование, а в ходе учебы они сами изготавливают себе ульи. Первокурсники в конце первого года обучения уже ставят свои ульи, и практически каждый студент у нас получил по фляге меда, а это 80 тысяч тенге и более. Конечно же, их это очень сильно заинтересовывает, а родители просто счастливы", - отмечает Николай Хованский. 

Синдром Дауна не мешает работать: как в Петропавловске решают проблему особенных людей

Анатолий Грязнов добавляет, что один из выпускников, к слову, с умственной отсталостью, который раньше был бы просто обречен сидеть дома на инвалидности, начинал с одной пчелиной семьи, а сейчас развел уже до десяти семей, и хорошо зарабатывает на реализации качественного меда.

"У колледжа свои ульи. В прошлом году колледж собрал полтонны меда, реализовали, чтобы приобрести новое оборудование. Также выставляли свои ульи 15 студентов, все они получили хороший результат. Кстати, учатся на пчеловодов и девочки, но больше мальчиков. Здесь мы им даем практические навыки, и после колледжа они выходят полноценными специалистами", - подчеркивает директор колледжа Николай Соколов.

Трудно, но оно того стоит

Отметим, что в Казахстане таких заведений – именно для детей с несохранным интеллектом, особыми познавательными способностями - больше нет. Поэтому весной этого года колледж профессиональной подготовки и сервиса совместно с управлением образования Северо-Казахстанской области организовал международную научно-практическую онлайн конференцию "Социализация и профилизация детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с интеллектуальными нарушениями".

"Мы хотели не просто поделиться опытом, но и узнать, как решается вопрос с профессиональным обучением таких детей в других городах и странах. Когда дали объявление о проведении конференции, заявки просто посыпались. Участие приняли почти все города Казахстана, десятки городов России, в том числе Омск, Новосибирск, Курган, Тюмень, Москва, а также Беларусь и даже Англия", - делится Николай Хованский.

Синдром Дауна не мешает работать: как в Петропавловске решают проблему особенных людей

Руководитель областного управления образования Гульмира Каримова на конференции отметила, что с каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями растет.

"В Казахстане живет более 150 тысяч детей-инвалидов. В СКО сейчас 4 060 детей с особыми образовательными потребностями, из них 1 152 – дети-инвалиды. Мы озабочены тем, чтобы все они получили образование и профессию. Когда особые дети оканчивают школы, перед родителями встает вопрос – что дальше? И сегодня у нас есть ответ. Колледж профессиональной подготовки и сервиса в рамках государственно-частного партнерства взял на себя эту функцию – дать профессию детям с особыми образовательными потребностями", - сказала Каримова.

"Эту тревожную ситуацию надо менять" - Токаев о проблемах людей с инвалидностью

В заключении нашей беседы учредитель колледжа Николай Хованский признался, что гладко все складывается только в рассказе о их работе, на деле же трудностей немало.

"Да, трудно, но оно того стоит. Получаешь большую радость и удовлетворение, когда видишь, как ребенок, который ничего не мог и был обречен на жизнь в четырех стенах, работает, зарабатывает. Какой бы ребенок ни был слабенький, его нужно учить. Я всю свою жизнь отстаивал права таких детей. Сейчас вот доказываю, что дети, которые обучаются на дому, тоже должны получать профессию. Пусть в зависимости от диагноза, учитывая их способности", - отмечает Хованский.

Кроме того, видя, что некоторым ребятам с умственной отсталостью необходима постоянная помощь, даже элементарно перевести из кабинета в кабинет, учредитель колледжа поднимает вопрос о развитии тьюторства, чтобы рядом с такими детьми всегда были помощники. Почему-то верится, что и решение этого вопроса – лишь дело времени.