Нам не нужны ситуативные герои: помощник Токаева откровенно о работе Нацсовета

На этапе создания Нацсовета общественного доверия предлагалось, чтобы в состав входили общественники, которые наберут по 10 тысяч "лайков" в соцсетях. Помощник президента Ерлан Карин эту идею не поддержал
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

НУР-СУЛТАН, 14 июн — Sputnik. Два года назад новоиспеченный президент Касым-Жомарт Токаев подписал указ о создании Национального совета общественного доверия. Тогда среди экспертов разгорелись дискуссии – что стоит за громким названием нового органа и как именно будет выстраиваться диалог власти и общества.

По итогам пяти заседаний в стране приняли 17 законов, три указа президента, 18 постановлений президента и 29 приказов министерств.

Уведомительный характер митингов, снижение регистрационного барьера для создания партий, запрет на продажу земли иностранцам – это одни из самых громких решений, принятых после инициатив Нацсовета.

Казахстанцам не стоит путать функции общественного и национального совета - эксперт

Чего удалось добиться совету общественного доверия за два года, правда ли, что в НСОД попадают только избранные, что на самом деле думает президент о Нацсовете – на эти вопросы Sputnik Казахстан ответил помощник Токаева, секретарь Нацсовета Ерлан Карин.

НСОД – это не ток-шоу

- Ерлан Тынымбаевич, с момента создания Нацсовета общественного доверия ходят разговоры, что это своего рода "клуб друзей Карина". Как так получилось, что практически все члены НСОД – ваши хорошие знакомые?

- Я на общественно-политическом поле работаю с 1999 года, с 23 лет. Я знаком и с первым поколением общественников, оппозиционеров, гражданских активистов, правозащитников, и с новым поколением гражданских активистов и экспертов.

До госслужбы я строил карьеру на общественном поле и в экспертной среде, работал в аналитических организациях, в регионе, в партийных структурах, в телевидении. Конечно, я так или иначе со многими людьми взаимодействовал.

Разрешить использовать пенсионные накопления для учебы в вузах предложил член НСОД

Поэтому, каким бы ни был состав Нацсовета, в любом случае это получился бы "клуб друзей Карина". Конечно, есть оппоненты и критики, но преимущественно со многими я действительно дружу. Поэтому это неизбежно. Сегодня в НСОД входят 46 человек.

- Ранее в Нацсовете прошла ротация. К примеру, из состава вывели Мухтара Тайжана, Данияра Ашимбаева. Вы говорили, что в НСОД должны приходить новые активисты, чтобы обновлялась общая повестка. А почему бы казахстанцам самим не избирать членов Нацсовета?

- Такое предложение было, когда Нацсовет только создавался. Предлагали, чтобы в НСОД проходили, например, люди, набравшие десять тысяч голосов, или "лайков" в соцсетях. Но вы понимаете, что общественники из регионов столько бы не набрали и не вошли бы в состав таких площадок. Мы такую идею не поддержали.

Когда мы занялись вопросом формирования состава Нацсовета, возникли дилеммы. Мы обсуждали разные форматы, в том числе и голосование. Я отказался от установления прописанных жестких критериев.

Нацсовет помог сократить количество неосвоенных земель в Казахстане

Мы исходили из двух моментов: во-первых, это должны быть не просто известные, а активные общественные деятели. У нас есть деятели, которые проявляют ситуативную активность по какой-то конкретной тематике. Как только тема угасает, они бегут за другой темой. Нам такие ситуативные герои не нужны.

Во-вторых, мы учитывали экспертную составляющую – чтобы тот или иной общественный деятель имел многолетний опыт, чтобы он "разбирался в теме".

Я не хотел бы формализовать работу НСОД. Как только мы введем механизмы по формированию состава, квотам, соотношению, тогда Нацсовет превратится в копию госструктур. Хочется, чтобы он оставался живой площадкой. Ротация у нас проходит каждый раз. Это нужно, чтобы в НСОД могли входить и другие наши коллеги с новыми идеями.

- В чем вы видите основную задачу Нацсовета общественного доверия?

- Ценность Нацсовета лично для меня заключается в том, что он способствует развитию цивилизованной гражданской и политической культуры в нашей стране. Культуры взаимоуважения и конструктивного диалога, где главное – не "кто кого перекричит", а кто предложит реальные решения.

Нацсовет – это не ток-шоу для показных дискуссий. Нам важны живые обсуждения, а главное, реальные решения, к которым мы можем прийти. Нацсовет поддерживает модернизационную повестку в обществе, все время обеспечивает, чтобы эта повестка сохранялась.

- Доволен ли президент работой НСОД?

- На пятом заседании в феврале этого года он сказал, что Нацсовет из диалоговой площадки трансформировался в общественную платформу по выдвижению новых реформ. Мне кажется, это самая важная оценка эффективности НСОД.

Три пакета политических реформ

- Повестку заседания НСОД определяет Администрация президента?

- Нет, ее определяют члены Нацсовета. Они обсуждают в чате или на очном заседании, выдвигают разные темы, потом ставят на голосование и таким образом определяют. Точно так же формируются выступления представителей рабочих групп.

Например, есть рабочая группа по политической модернизации. Они сначала выбирают спикера. Затем ему направляют свои предложения, тезисы. Формируется пакет предложений, который обсуждается несколько раз. И затем спикер выступает и озвучивает инициативы все рабочей группы.

- Неоднократно на площадке НСОД озвучивались серьезные политические инициативы. Они были оформлены в так называемые "три пакета политических реформ". Что удалось реализовать, а что нет?

- В целом по политическим реформам принято десять законов. Это внушительный объем работы. Секретариат НСОД ведет контроль за их реализацией.

Первый пакет политических реформ реализован полностью. В него входят такие инициативы – уведомительный характер митингов, снижение регистрационного барьера для создания политических партий с 40 тысяч до 20 тысяч человек, выделение 30% квоты для женщин и молодежи в партийных списках, отмена смертной казни, введение института парламентской оппозиции, декриминализация клеветы.

В Нацсовете общественного доверия произошла ротация

Сейчас уже реализованы ключевые инициативы и по второму, и по третьему пакетам. Недавно президент подписал закон, который включает сразу несколько инициатив – это снижение избирательного порога для прохождения в мажилис с 7% до 5%, включение в избирательный бюллетень графы "Против всех", нормы и механизмы касательно прямых выборов сельских акимов.

Я думаю, что до конца 2021 года три пакета реформ будут реализованы полностью.

В целом приняты 17 законов, три указа президента, 18 постановлений правительства и 29 приказов министерств.

На рассмотрении центральных государственных органов и мажилиса – еще 16 законопроектов.

В очередной раз подчеркну: все изменения носят серьезный, фундаментальный характер.