Люди как приложение к телефону: необычный спектакль показали в алматинском ГАТОБе

Спектакль затрагивает одну идею – массовую телефонизацию и гаджетозависимость населения. Создатели утверждают: "люди превратились в приложение для собственных смартфонов"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АЛМАТЫ, 7 июн — Sputnik. В Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая состоялась премьера необычного спектакля, который состоит из трех моноопер: "Человеческий голос" Франсиса Пуленка, "Телефон" Джана Карла Менотти и "Ожидание" Микаэля Таривердиева. В чем особенность спектакля и почему его стоит посмотреть, читайте в материале Sputnik Казахстан.

Люди как приложение к телефону: необычный спектакль показали в алматинском ГАТОБе

Чувства через телефонную связь

"Все началось с телефонных будок и ничего не предвещало несчастья. Это "Плачет девушка в автомате" на современный лад", - поделился художник-постановщик спектакля Гарри Гуммель.

В главной роли — хор: в алматинском ГАТОБе представили шедевры оперы

Моноопера "Человеческий голос" Франсиса Пуленка рассказывает историю одного телефонного разговора, в котором за короткий промежуток времени кардинально меняется жизнь главной героини. В постановке передана гамма тонких нюансов человеческих чувств через "глухую" телефонную связь.

Джан Карло Менотти, создавая оперу "Телефон", сразу понимал, что она не сможет составить единственное сочинение для полноценного оперного вечера, и что она всегда должна идти в связке с другими сочинениями. Так моноопера "Телефон" органично сочетается с двумя, обрамляющими простыми людскими историями.

Люди как приложение к телефону: необычный спектакль показали в алматинском ГАТОБе

Микаэл Таривердиев в своей опере "Ожидание" также возвращает зрителей к разговору о любви, разочаровании, вере и надежде. Переживания и ожидания, которые живут в сердце каждого. Зритель переживает вместе с главными героями постановки перемены в характере персонажей и их взглядах на жизненные изменения. Все постановки трех моноопер "завязаны" на телефонных разговорах главных героев.

Спектакль создавал российский режиссер Михаил Панджавидзе. В беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан он рассказал, что три оперы объединены одной идеей – телефонизации населения от и до, и во что это все вылилось.

"Мы объясняемся в любви по телефону, страдаем, расстаемся. Мы давно уже превратились в приложение к собственному смартфону, практически срослись с ним. Мы не люди, а сами себе коммутаторы. И живые человеческие чувства все больше уходят на второй план. Пандемия все это лишний раз обострила. Она и сподвигла на постановку монооперы. Решение принималось, когда все было активно. Тогда все очень всего боялись и выбрали что-то менее густонаселенное", - рассказал режиссер.

Зрители на сцене и "парящий оркестр": монооперу показали в Алматы

Постановщики говорят, что спектакль задумывался как комедия.

"Мы немного посмеиваемся над ситуацией, для нас она не такая уж серьезная. Мы все зависим от телефонов, куда мы без них", - делится Гуммель.

Нарисованные карандашом декорации

В этом спектакле много особенностей. Формат оперы - не в камерном исполнении, а в полномасштабном исполнении. Интересно решение декорационного оформления – нарисованные карандашом авторские рисунки, которые исполняются видеоспособом непосредственно на сцене - нет ни клипов, ни фото, все декорации сделаны вручную, по аналогии комикса.

Люди как приложение к телефону: необычный спектакль показали в алматинском ГАТОБе

Михаил Панджавидзе говорит, что провел огромную работу с оперными солистами и с постановочной командой.

ГАТОБ с аншлагом открыл новый театральный сезон

"Всех могу похвалить. Артисты замечательные, музыканты замечательные. Разочарования нет, только очарование. На сцене театра было достаточно необычное сценографическое решение, которое требует тщательной проработки и достаточно кропотливого труда. Многое зависит от большого количества деталей, поскольку моноопера - камерный жанр, в котором не спрячешься за большие постановочные эффекты и декорации", - добавил режиссер.

Люди как приложение к телефону: необычный спектакль показали в алматинском ГАТОБе

Над костюмами и декорациями работал художник Гарри Гуммель. Эскизы представлены в разных проявлениях дизайна в стиле модерн и создают некий перформанс в образе героев, что безусловно усиливает впечатление от увиденного, создает нужный акцент в постановках и образует уникальный синтез.

"Мы ставили весь спектакль по совмещению реальных декораций и видеоряда: нельзя сказать, что это только комната, или только видео. Самое важное решение было – пронести всю телефонизацию от начала и до конца. Это прошло в костюмах, декорациях и видеоряде. Приходилось 10 раз переделывать стиль спектакля. В принципе, декорации сразу придумались, сразу поняли, что нужно делать на уровне телефонных будок. Идея рисования и стиль пришли позже", - рассказал он.

Люди как приложение к телефону: необычный спектакль показали в алматинском ГАТОБе

Шпагат между комнатой и балконом: как ГАТОБ живет на карантине

Отметим, что спектакль первыми увидели именно алматинцы и гости южной столицы. В других странах постановка пока не планируется.